
...С вершины яблоки и сливы,
Что спелые метеориты,
Глядят немного боязливо
На мир их малогабаритный.
От улочки, калитки сада
До перекрёстка и оврага,
И небо, серо-полосато,
Их головокруженью радо.
И им, ещё землёй не битым,
Привидится освобожденье
И право выбора орбиты
И траектории паденья.
Ужели вдребезги, напрасно,
Теряя цвет, меняя имя?
И машет ветвь крестообразно,
Земную твердь крестя под ними.
«С вершины яблоки и сливы...», 2022 год
...Это — стихи нашей современницы, Валентины Патроновой, — которая, как я знаю, переменила множество профессий: была и резчиком по дереву, и редактором многотиражной газеты на оружейном заводе, потрудилась журналистом в издательском отделе Тульской епархии. Была, наконец — пишущим редактором на сайте «Азбука веры» (пользуясь случаем, горячо рекомендую вам её тексты, которые публиковались там в рубрике «Азбука воспитания» под именем Валентины Киденко) — на рубеже второго и третьего десятилетий нашего века).
Стихи Валентина Патронова — ныне учитель в поселковой школе Тульской области — пишет издавна; Валя и росла с самого детства в поэтической среде. Книжек поэтических у неё пока нет, а стихи — благородные, строгие, одухотворённые, музыкальные — есть.
Петру Мамонову
Вот и Пётр отчалил на Остров
Среди тризн и чужого веселья.
Стало пасмурней в северных землях
И светлей на туманных погостах.
«Любишь ты Меня, Пётр, любишь?»
Троекратное эхо над морем.
И оплачут уплывшего — люди ж —
Братья, ведь переправа им — горе.
Лишни проводы. Свет ему — кровом,
Грубый крест, домовина и лодка.
И ответное слово Петрово
По-евангельски тихо и кротко:
«Всё Ты знаешь: люблю я, люблю я,
Не бегу от суда и вопроса».
Голубь, веточка зелени в клюве,
А навстречу — белеющий Остров.
«Пётр, Пётр, паси Моё стадо,
Раздели Мою трапезу, друже».
А в ответ: «Ничего мне не надо,
Ты Единственный близок и нужен».
Валентина Патронова, Петров Остров, 2021 год
Завершу чудесным стихотворением Валентины, которое в те минуты, когда я готовил передачу, оказалось для меня сердечным утешением. Спасибо ей за него.
Не Шар Земной приостановит лёт,
Замедлив ход событий и знамений —
Но, теплотой протаивая лёд,
За стратосферу страха и сомнений
Наш детский шар ведёт поверх дерев,
Поверх всего, что сожалений сто́ит,
Как будто дверцу в небе отперев
Чудесным продолжениям историй.
Не в нашей воле их переписать,
Но шарик лёгкий, одухотворённый
Давно разведал вход на небеса
И видел всё в зазор приотворённый.
Валентина Патронова, «Наш детский шарик»
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема