— Мама, теперь я точно знаю, какое платье хочу на выпускной бал! Как на портрете великой княжны Ксении Александровны!
— Удивительно, ты пересмотрела столько модных журналов, а нашла подходящую модель на картине Валентина Серова в Псковском художественном музее!
— Да, нужно сшить что-то похожее! Чтоб воротник стоечка, рукава у плеча фонариком, а к локтю зауженные. И главное, пусть само платье будет белоснежное, а отделка ярко-алая.
— Замечательно, Леночка, только потише, прошу, мы другим посетителям мешаем. Вот этому мужчине уж точно, он даже обернулся на нас. Надо бы извиниться. (Андрею Борисовичу) Простите, пожалуйста, что мы так громко. У дочки радость — увидела на картине платье, о каком давно мечтала. Как у принцессы!
— Полно, вы мне ничуть не помешали. А Ксения Александровна, чей портрет висит перед нами, и в самом деле принцесса. Она — дочь императора Александра Третьего. В России дети монархов носили великокняжеский титул, а в Европе их называли принцами и принцессами.
— Какая Ксения Александровна красивая!
— Красивая, что говорить. К тому же Валентин Серов удачно подобрал серебристый фон. Он оттенил нежный цвет лица и блеск огромных карих глаз княжны.
— А еще художник показал, что Ксения Александровна открытая, искренняя. Нет в её лице ни капли надменности.
— И это верно. Серову иногда побаивались заказывать портреты, потому что он писал предельно честно, не пытался польстить модели. Про художника говорили, что он может заглянуть в душу, и вынести всю сущность человека на всеобщее обозрение. Ксении Александровне с её чистосердечием, открытостью, добротой опасаться было нечего.
— А сколько ей лет здесь?
— Картина написана в 1893 году, значит, княжне едва исполнилось восемнадцать. По сути, ваша ровесница. Эта работа — один из эскизов для группового портрета семьи императора Александра Третьего. Парадное полотно художнику заказало харьковское дворянское собрание к пятилетию чудесного спасения Романовых в железнодорожной катастрофе.
— В катастрофе?? А как она произошла?
— В октябре 1888 года поезд, в котором царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург, потерпел крушение неподалеку от станции Борки под Харьковом.
— А почему это случилось?
— Причины так и не установили. Говорили и о неисправности путей, и о теракте. Несколько вагонов сошли с рельсов и были сильно покорёжены. В том числе и тот, где ехали Романовы. Им удалось спастись лишь потому, что Александр Третий принял на свои плечи обрушившуюся крышу и держал её, пока не подоспела помощь. Говорят, что именно этот удар подорвал здоровье государя. Прежде полный сил, он стал жаловаться на боли в пояснице и постепенно угасать. Умер в сорок девять лет в 1894 году.
— А Ксения Александровна? Она тоже сильно пострадала?
— Великая княжна отделалась ушибами и ссадинами.
— А как в дальнейшем сложилась её жизнь?
— Ксения вышла замуж по большой любви. Родила семерых детей. Во время первой мировой войны организовала на свои средства санитарный поезд. Трудилась в нём сестрой милосердия, выезжала на фронт для эвакуации раненых. Очень тяжело перенесла события революции 1917 года, в особенности расстрел брата, императора Николая Второго и его семьи. Самой Ксении Александровне удалось эвакуироваться в Англию. Но до конца своих дней она надеялась когда-нибудь вернуться на родину.
— Какой трудный путь проделала девочка, что смотрит на нас с портрета. Пережила и счастье, и потери. В годы испытаний была милосердной и мужественной. После вашего рассказа и титул Ксении Александровны — великая княжна, иначе воспринимается. Душа у неё великая.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер