
Фото: Thoa Ngo/Unsplash
«Я уверен, что женщины и без моих советов прекрасно знают, как им достичь счастья», — считает журналист, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев, автор книги «Стань счастливой». И всё же делает попытку разобраться, чего хотят женщины, обращая на их проблемы свой «мужской взгляд» — именно таков подзаголовок книги. Названием она, возможно, и вызывает в памяти знаменитый афоризм Козьмы Пруткова, но в реальности имеет мало общего с пафосными изречениями выдуманного литературного всезнайки.
В помощь всем, кто ищет своё счастье, Валентин Лебедев собрал на страницах книги множество реальных историй, героями которых стали его знакомые, друзья, соседи, коллеги, близкие и не очень близкие люди. В одних читательницы наверняка узнают самих себя; другие предостерегут их от возможной ошибки, подскажут верное направление и выход из непростых житейских ситуаций.
Валентин Лебедев обращается к самой широкой аудитории. Он цитирует Пелевина, а одну из глав книги назвал «Несколько слов в защиту «эмансипе». В замечаниях и советах, которые читательницы найдут на страницах книги «Стань счастливой», нет нравоучений или навязывания собственной точки зрения. На протяжении всего повествования идёт уважительный, интеллигентный, увлекательный разговор.
Центральной идеей книги стал поиск «аксиомы счастья современной женщины». Автор обращается к результатам многочисленных социологических исследований. А они свидетельствуют: оказывается, какой бы сильной и независимой не казалась женщина, её представление о счастье можно сформулировать словами незатейливой эстрадной песенки: «был бы милый рядом, ну а больше ничего не надо». Это, по мнению Валентина Лебедева, показывает, насколько сильны в нас базовые ценности. Которые, в свою очередь, так крепко заложило в нас Православие. Хотим мы того или нет, именно оно оказало доминирующее влияние на формирование наших душевных и духовных качеств; традиции и нравственные устои нашей веры живут и действуют в нас. Главной целью своей книги Валентин Лебедев считает возможность напомнить об этом читательницам.
Получилось увлекательно, с добрым юмором и позитивом. Книге-призыву «Стань счастливой!» вполне по силам заразить читательниц оптимизмом, укрепить их в стремлении к позитивным изменениям в жизни, и помочь их достичь.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема