
Тяжело избавиться от осуждения. Иногда кажется, что это едва ли не естественно для нас. Вот мне очень сложно не осуждать людей в храме. Настроишься на молитву, а тут свечку просят передать или разговаривают. А сколько опаздывают и отвлекают своими перемещениями. Я пониманию, что пунктуальностью сама не могу похвастаться. Но чтобы в храм, на службу!
Изменилось все на одной воскресной службе. Я опоздала. Как так вышло? Не могла понять. Вроде собиралась, как всегда. Ну, да. Чуть попозже встала, но я же так устала за рабочую неделю. А народ в храм еще идет, хоть служба началась. И среди них постоянно опаздывающие. Смотрю на них и думаю. Опять они поздно, как обычно. Я-то не всегда, я случайно. Двери храма открыты на улицу. Батюшка кадит во время часов. Уже совсем стыдно!
И вот на мой внутренний вопль: «Ну почему же я опять опоздала?!», я слышу четкий ответ: «Чтобы не осуждала». Здесь юлить уже возможности не было. Как ушат холодной воды приняла это осознание. Вспомнилось: «В чем кого осудишь — в том сам и побудешь».
Стояла на литургии с этим осознанием и радовалась, что занозу в себе обнаружила. И вынуть есть возможность — на исповедь сходить.
С тех пор стала за собой следить, мысли ненужные отгонять подальше, вспоминая этот случай. Желание по привычке осудить все равно подступает. Все равно вижу, что в храме и свечи передают, и разговаривают, и опаздывают. Только вектор мыслей теперь на себя стараюсь направлять. Без них — мирнее на душе. Не естественно это — судить других. Этого падшая наша природа требует. А душа осуждением тяготится.
Наверное, это и есть духовная работа. Когда обстоятельства не изменились, а ты сам должен изменить отношение к ним и к себе.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема