
Мы с моим трехлетним сыном часто смотрим мультфильмы. Мультики любим разные. Очень нравятся советские мультфильмы. Один из наших фаворитов — «Винни-Пух» режиссера Федора Хитрука.
И вот, сидим мы как-то, обедаем, смотрим «Винни-Пуха», третью часть трилогии под названием «Винни-Пух и день забот», в которой рассказывается о забытом дне рождении ослика Иа. Пересматриваем уже не знаю который раз, и вдруг я начинаю внимательно вслушиваться в диалоги и отслеживать действия героев. Ловлю себя на мысли, что третья часть мульттрилогии — похоже на какое-то пособие христианской жизни. Если бы эти зверята были людьми, то все их дурные привычки превратились бы в хорошо знакомые нам страсти.
Объединенные вроде бы общей благой целью — сделать приятное другу-ослику, порадовать его, отметить день его рождения, — персонажи демонстрируют свои духовные болезни, но в финале истории «выздоравливают». Этот мультфильм очень поможет детям разобраться со своими первыми грехами, наглядно показав их действие на примере любимых героев.
Самый главный болящий здесь — именинник Иа. Его беда — уныние. Он не верит ни во что хорошее, ничему не рад. Да еще и хвост пропал. Причем не просто пропал, потерялся, а, по мнению Иа, его кто-то украл, то есть о своих окружающих Иа — самого плохого мнения. Ему кажется, что всем не до него.
Винни-Пух, встречая Иа, решает во что бы то ни стало вывести друга из унылого состояния и порадовать подарком в день рождения. Он жертвует самое ценное, что у него есть, — горшочек меда, однако по пути незаметно для себя съедает весь мед. У Винни-Пуха проявляется чревоугодие.
Друг Винни, Пятачок, тоже горит желанием сделать доброе дело. Он предвкушает, как первым поздравит Иа, будто бы сам вспомнил про его праздник, и подарит ему воздушный шарик. Поэтому Пятачок очень торопится обогнать Винни. Мечтания, тщеславие и гордыня делают свое дело — Пятачок спотыкается и шарик лопается.
Винни по пути обнаруживает у дома Совы пропавший хвост, приспособленный Совой под шнурок звонка. На новость о том, что у ослика Иа пропал хвост, Сова отвечает равнодушно и со смехом: «Хвост пропал? Ну и что?», а следом выдает циничное умозаключение: «Если бы хвост пропал в какой-то другой день, то никто бы и не заметил, а тут — в день рождения...». У Совы мы видим такие плохие качества, как равнодушие, жестокосердие, эгоизм.
Мне очень понравилось, как Винни мягко и ненавязчиво подводит Сову к правильному решению. Говорит: «Если ты подаришь Иа этот шнурок, он будет просто счастлив», давая возможность ей задуматься и самой преодолеть свой эгоизм.
Ну а дальше все герои идут к имениннику «каяться» в своих грехах. Пятачок честно признается, что испортил свой подарок, отдает лопнувший шарик. Неунывающий Винни все-таки дарит пустой горшок. Объединяя два подарка, Иа впервые видит светлую, позитивную сторону огорчительных вещей: ведь если бы шарик не лопнул, его нельзя было бы положить в горшок! Это настоящая «перемена ума» для ослика.
Сова забывает о своей жадности и отдает полюбившийся ей «шнурок» — хвост. Финал мультфильма — всеобщее ликование и дурашливая легкость, у всех героев будто камень с души упал. Такое радостное состояние вполне понятно: грех раскаян и побежден.
Как много мудрости и уроков духовных можно почерпнуть из, казалось бы, совсем невзрослых и несерьезных вещей — например, добрых мультфильмов. Нужно только внимательно их смотреть, а еще научить своих детей задумываться и анализировать уведенное и прочитанное.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица