
Фото: PxHere
Успение Богородицы — праздник, посвящённый Деве Марии. Его значимость и важность подчёркивается тем, что перед этим торжеством Церковь установила пост. Он посвящён Божией Матери, продолжается две недели и по степени строгости сравним с Великим постом. Так, например, рыбу разрешается вкушать только на праздник Преображения Господня, девятнадцатого августа.
О традициях Успенского поста известно с пятого века. В середине двенадцатого столетия его сроки были официально подтверждены на Соборе в Константинополе.
Прообразом Успенского поста стал пост Богородицы перед Её Успением. По преданию, архангел Гавриил за три дня сообщил Богоматери о грядущем времени Её кончины. Все эти дни Богородица молилась, радуясь о предстоящей встрече со Своим Сыном и Господом.
Византийский богослов пятнадцатого века, святой Симеон Солунский писал: «Матерь Божия Слова, узнавши Своё преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте... А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её».
Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы. Верующие стремятся хоть немного приблизиться к чистоте Царицы Небесной. В эти дни мы ещё раз восхваляем Пресвятую Богоматерь и призываем Её к милосердию и заступничеству.
Успенский пост начинается четырнадцатого августа по новому стилю или первого августа по-старому. Это особый памятный день для истории Руси и Русской Православной Церкви — в этот день принял Святое Крещение Киевский князь Владимир.
Успенский пост часто называют временем радости. Ведь как сама Богородица — идеал человека, так и конец Её земного пути — это идеальное представление об окончании жизни каждого христианина. «Успение» — это мирная кончина, сравнимая с погружением в сон. Тем самым Церковь подчёркивает — Дева Мария пришла к своей смерти подготовленной, душа Её была в мире, она простилась с дорогими Её сердцу людьми. Душа Богоматери без боли и страдания покинула тело и была принята Самим Господом. Успение Богородицы — это свидетельство о том, что после Воскресения Христова смерть лишилась своей необратимости, она теперь — начало новой жизни. Как говорил апостол Павел: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».
Уход из земной жизни Богоматери стал началом Её нового пути — заступничества перед Господом за тех, кто молится и обращается к Царице Небесной.
Митрополит Сурожский Антоний называл Успенский пост «временем возвращения домой, временем, когда мы можем ожить». Он призывал: «Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема