Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!