Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.