Хочется снова поговорить о том, как важно правильно и деликатно утешить друга, который потерял близкого.
Теперь о самом больном — о потере своей половинки, когда разлучаются супруги, и кто-то один остается на этой земле. Тут особенно важно — если вы не вдова или не вдовец — не говорить эту фразу: «я так тебя понимаю...». Нет, дружочек мой, ты меня не понимаешь. Если только ты не лишился того же.
Еще совсем не действующая отсылка — к святому блаженному Иову. Праведник Иов, будучи испытуемым Господом, потерял семью, имение, здоровье. Поэтому можно сказать: «Ну вот же, смотри, он не возроптал на Господа Своего, как друзья и жена ни уговаривали его!». Не советую! Человек, лишившись своей половинки — жены или мужа — вовсе не чувствует себя праведником. И как бы мы ни стремились к святости, в момент потери мало кто сможет сказать: «Слава Тебе за это, Господи!».
Да и спустя годы тоже. Историю Иова мы знаем уже с началами и концами: то есть праведник пред Господом, не похулив своего Создателя, получил все назад в троекратном размере. А вот своей истории мы до конца не знаем.
Я хорошо запомнила фразу, которую сказал мне мой друг после гибели мужа: «Мы остались в том краю, где имеем только вопросы. А твой Олег уже там, где на них есть ответы». Почему-то это очень помогло. Это про тот образ — нашей жизни как ковра, у которого мы видим только изнанку, с торчащими нитками, без узора — узор мы увидим, когда сможет взглянуть на ковер с лицевой стороны...
Также не работает фраза «Не плачь, ему/ей ТАМ хорошо!». Очень сложно поверить, что любимому родному человеку хорошо в этом ТАМ — когда семья остается в такой боли ЗДЕСЬ.
Следующий утешительный как кажется посыл: «Ты же сильный/сильная! Ты моя героиня/ты мой герой». Это уже связано с нашей практически национальной чертой: мы стремимся в герои. Первое, чего от тебя ждут в ситуации глубокого и острого горя — что ты тут же станешь сильным. Всех поддержишь, все вынесешь. «И широкую грудью дорогу проложим себе»...
Наверное из этих соображений люди и говорят: ты мой герой! Однако героизм этот, наложенный сверху горя, может окончательно придавить человека. И потеря своей половинки — это на самом деле та ситуация, когда нужно научиться наконец просить о помощи. Честно говоря, на момент своей потери, попытавшись натянуть на себя — под ожидание окружающих — костюм супергероя — я быстро ослабела. И пошла просить о помощи.
Мне было не то чтобы не стыдно — наоборот, мне казалось, что весь мир немедленно бросится ко мне с открытыми объятьями. И дарами. И знаете, что сделал этот мир? Он именно так и поступил.
Я просила помощи твердо, с уверенностью, что я и моя семья ее получит. Я писала о нас статьи, рассказывала на радио. Принимала все, чем нам помогали друзья и совсем незнакомые люди. Семья буквально поднялась из руин. В самый болевой период моей жизни люди — все, без исключения — явили собой чудеса щедрости, любви и сострадания.
Так что костюм героя — не предлагайте его человеку ослабевшему и остро нуждающемуся в поддержке! А помощь может быть очень разная.
Мне рассказали недавно о традиции, существующей в Израиле. Семья неделю после потери близкого человека не закрывает свои двери. Буквально. Люди приходят и все время присутствуют в доме. Приносят еду, готовят. При этом человек, который в горе, — может уйти в свою комнату без объяснений. Но он не один! Очень мудрая традиция, надо осмыслить и практиковать.
Давайте решительно, но очень мудро нести тяготы друг друга. Особенно — неудобоносимые!
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»
Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю литургию. После службы он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, митрополит удалился в свою келью. Когда помощники к нему пришли за распоряжениями, нашли владыку усопшим. Митрополит Иоанн Тобольский скончался в молитве, стоя на коленях перед Чернмговской иконой Божией Матери.
Со дня успения святителя и до сегодняшнего дня не прекращаются чудеса от его святых мощей. Сбылись слова архиерея, которые он говорил своей пастве:
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом, но паче да возвышается надеждою своею ко Всемогущему. И Он всё устроит к лучшему для нас».
Все выпуски программы Слова Святых
500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья
Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства и другие жизненно важные вещи. Ещё команда фонда приходит на выручку детским домам, интернатам для пожилых, православным храмам и благотворительным проектам из разных городов.
«Дорогие наши помощники, Христос Воскресе! Большое спасибо, что не оставляете нас без поддержки!» — написала на днях сотрудникам фонда Елена Химченко, старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества милосердия и руководитель штаба помощи беженцам в Белгороде. Ситуация в городе и области напряжённая. Не взирая на постоянные обстрелы, сёстры милосердия продолжают помогать нуждающимся — передавать еду и многое другое. В апреле фонд «Мои друзья» закупил и отправил в Белгород необходимые продукты. «Мы раздаём гуманитарные наборы людям, пострадавшим от боевых действий. Это и беженцы из Донбасса, и жители приграничья Белгородской области, — делится Елена Химченко. — Недавно к нам обратилась семья из села Козинка. Их дом сгорел, и у них не осталось ничего. Мы оказали им большую помощь. Таких людей очень много, поэтому важно продолжать творить добрые дела. Даже самая малая лепта возвращает им веру в людей и дарит надежду».
На сегодня благодаря трудам команды фонда «Мои друзья» и участию сотен людей со всей России продуктовую помощь в Белгороде получили 500 человек, подопечных сестричества милосердия. Если вы хотите участвовать в добрых делах фонда, переходите на сайт: моидрузья.орг и нажмите кнопку «Помочь сейчас». Также в разделе «Нужна помощь» вы сможете выбрать конкретный проект или человека, которого хотите поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов