Хочется снова поговорить о том, как важно правильно и деликатно утешить друга, который потерял близкого.
Теперь о самом больном — о потере своей половинки, когда разлучаются супруги, и кто-то один остается на этой земле. Тут особенно важно — если вы не вдова или не вдовец — не говорить эту фразу: «я так тебя понимаю...». Нет, дружочек мой, ты меня не понимаешь. Если только ты не лишился того же.
Еще совсем не действующая отсылка — к святому блаженному Иову. Праведник Иов, будучи испытуемым Господом, потерял семью, имение, здоровье. Поэтому можно сказать: «Ну вот же, смотри, он не возроптал на Господа Своего, как друзья и жена ни уговаривали его!». Не советую! Человек, лишившись своей половинки — жены или мужа — вовсе не чувствует себя праведником. И как бы мы ни стремились к святости, в момент потери мало кто сможет сказать: «Слава Тебе за это, Господи!».
Да и спустя годы тоже. Историю Иова мы знаем уже с началами и концами: то есть праведник пред Господом, не похулив своего Создателя, получил все назад в троекратном размере. А вот своей истории мы до конца не знаем.
Я хорошо запомнила фразу, которую сказал мне мой друг после гибели мужа: «Мы остались в том краю, где имеем только вопросы. А твой Олег уже там, где на них есть ответы». Почему-то это очень помогло. Это про тот образ — нашей жизни как ковра, у которого мы видим только изнанку, с торчащими нитками, без узора — узор мы увидим, когда сможет взглянуть на ковер с лицевой стороны...
Также не работает фраза «Не плачь, ему/ей ТАМ хорошо!». Очень сложно поверить, что любимому родному человеку хорошо в этом ТАМ — когда семья остается в такой боли ЗДЕСЬ.
Следующий утешительный как кажется посыл: «Ты же сильный/сильная! Ты моя героиня/ты мой герой». Это уже связано с нашей практически национальной чертой: мы стремимся в герои. Первое, чего от тебя ждут в ситуации глубокого и острого горя — что ты тут же станешь сильным. Всех поддержишь, все вынесешь. «И широкую грудью дорогу проложим себе»...
Наверное из этих соображений люди и говорят: ты мой герой! Однако героизм этот, наложенный сверху горя, может окончательно придавить человека. И потеря своей половинки — это на самом деле та ситуация, когда нужно научиться наконец просить о помощи. Честно говоря, на момент своей потери, попытавшись натянуть на себя — под ожидание окружающих — костюм супергероя — я быстро ослабела. И пошла просить о помощи.
Мне было не то чтобы не стыдно — наоборот, мне казалось, что весь мир немедленно бросится ко мне с открытыми объятьями. И дарами. И знаете, что сделал этот мир? Он именно так и поступил.
Я просила помощи твердо, с уверенностью, что я и моя семья ее получит. Я писала о нас статьи, рассказывала на радио. Принимала все, чем нам помогали друзья и совсем незнакомые люди. Семья буквально поднялась из руин. В самый болевой период моей жизни люди — все, без исключения — явили собой чудеса щедрости, любви и сострадания.
Так что костюм героя — не предлагайте его человеку ослабевшему и остро нуждающемуся в поддержке! А помощь может быть очень разная.
Мне рассказали недавно о традиции, существующей в Израиле. Семья неделю после потери близкого человека не закрывает свои двери. Буквально. Люди приходят и все время присутствуют в доме. Приносят еду, готовят. При этом человек, который в горе, — может уйти в свою комнату без объяснений. Но он не один! Очень мудрая традиция, надо осмыслить и практиковать.
Давайте решительно, но очень мудро нести тяготы друг друга. Особенно — неудобоносимые!
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер