«Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день…» Так гласит летопись об основании, по приказу царя Федора Иоанновича, города Тюмени – первого русского города в Сибири. Выходит, таким образом, что Тюмени более четырех веков с четвертью. Однако, не исключено, что и более – ибо за 180 лет до этого, в году 1406-м, в Устюжском летописном своде говорится: «Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде»
Как бы там ни было, в весьма удачном с военной точки зрения месте появилась крепость-острог. Город стал опорной точкой для защиты русских и татарских поселений от набегов кочевников. И – центром сбора дани, вид коей – пушнина - в полной мере отразился в гербе города в виде изображенных на нем лисицы и бобра.
На Тюмень нападали, она, как все деревянные города, неоднократно горела, вследствие чего в начале 18-го века стало развиваться каменное строительство.
И тогда же Тюмень стала крупным торговым городом, через который проходили торговые пути из Китая, Персии, Средней Азии и всей Сибири в центр России. Но не торговлей единой жил город. Тогда же широко развивались кузнечное дело, литье колоколов, мыловарение, производство мебели. Чрезвычайно славилось кожевенное производство – кожи и кожаные изделия отправлялись за границу, поставлялись в армию и на крупнейшие русские ярмарки.
Промышленность Тюмени развивалась столь успешно, что в 1836 году здесь на воду был спущен первый в Сибири пароход с говорящим названием «Основа», после чего Тюмень стала еще и крупнейшим в Сибири центром речного судостроения. К концу 19-го века через город пролегла железная дорога. И это сделало город одним из крупнейших промышленных центров Сибири.
К началу 20-го века число жителей Тюмени превзошло Тобольск и достигло 30 тысяч. При всем том, что к тому времени Тюмень была лишь уездным городом тобольской губернии. В это время в Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов. В их числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и иные предприятия.
И все это, заметим, задолго до открытия в этих местах месторождений нефти и газа.
Но это уже – история для другой программы.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












