«Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день…» Так гласит летопись об основании, по приказу царя Федора Иоанновича, города Тюмени – первого русского города в Сибири. Выходит, таким образом, что Тюмени более четырех веков с четвертью. Однако, не исключено, что и более – ибо за 180 лет до этого, в году 1406-м, в Устюжском летописном своде говорится: «Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде»
Как бы там ни было, в весьма удачном с военной точки зрения месте появилась крепость-острог. Город стал опорной точкой для защиты русских и татарских поселений от набегов кочевников. И – центром сбора дани, вид коей – пушнина - в полной мере отразился в гербе города в виде изображенных на нем лисицы и бобра.
На Тюмень нападали, она, как все деревянные города, неоднократно горела, вследствие чего в начале 18-го века стало развиваться каменное строительство.
И тогда же Тюмень стала крупным торговым городом, через который проходили торговые пути из Китая, Персии, Средней Азии и всей Сибири в центр России. Но не торговлей единой жил город. Тогда же широко развивались кузнечное дело, литье колоколов, мыловарение, производство мебели. Чрезвычайно славилось кожевенное производство – кожи и кожаные изделия отправлялись за границу, поставлялись в армию и на крупнейшие русские ярмарки.
Промышленность Тюмени развивалась столь успешно, что в 1836 году здесь на воду был спущен первый в Сибири пароход с говорящим названием «Основа», после чего Тюмень стала еще и крупнейшим в Сибири центром речного судостроения. К концу 19-го века через город пролегла железная дорога. И это сделало город одним из крупнейших промышленных центров Сибири.
К началу 20-го века число жителей Тюмени превзошло Тобольск и достигло 30 тысяч. При всем том, что к тому времени Тюмень была лишь уездным городом тобольской губернии. В это время в Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов. В их числе 3 судостроительные верфи, 2 паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и иные предприятия.
И все это, заметим, задолго до открытия в этих местах месторождений нефти и газа.
Но это уже – история для другой программы.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.