В XIV веке имя рыцаря Жоффруа де Шарни было хорошо известно во Франции. Храбрый воин, преданный вассал короля Иоанна II. Последний свой бой он принял в возрасте 56 лет. Шла Столетняя война с Англией. В одном из крупнейших сражений, битве при Пуатье, погиб весь цвет французского дворянства, в том числе и доблестный де Шарни. Но известен он, прежде всего, другим.
За три года до своей гибели рыцарь публично объявил о том, что является владельцем великой реликвии – плащаница, в которую был завёрнут после казни сам Господь Иисус Христос. Де Шарни публично выставил святыню в храме города Лирей, чем вызвал гнев местного епископа, посчитавшего её подделкой. Прошло три с половиной десятилетия, прежде чем сын де Шарни с разрешения Папы Римского вновь продемонстрировал реликвию обществу. Впоследствии Мария, внучка рыцаря, передала ее герцогам Савойским. А они в 1578 – в Туринский собор Иоанна Крестителя, где плащаница хранится и поныне, запечатанная в драгоценном ковчеге. Лишь изредка ее разворачивают и выставляют на всеобщее обозрение. В эти дни город наполняют толпы туристов и паломников. Христиане со всего мира едут в Турин поклониться плащанице Христовой. Между тем, среди ученых не утихают споры. Одни считают Туринскую плащаницу подлинной, другие – подделкой. Скептически настроенным историкам не дает покоя вопрос: как святыня могла оказаться у Жоффруа де Шарни, за тысячи километров от Иерусалима? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Мнение эксперта:
Все четыре Евангелия упоминают, как знатный человек по имени Иосиф пришёл к Пилату и попросил выдать ему тело распятого Иисуса. Саван, в который он завернул Христа, Иосиф купил. Это было обычное полотно, какими торговали в тот год в Иерусалиме. Его и нашли в пустой гробнице после воскресения Спасителя. Историки предполагают, что саван первоначально хранился в Иерусалиме. Затем был увезён в один из крупных христианских центров поздней античности - город Эдессу, на территории современной Турции. Существует легенда, что плащаницу спрятали в тайнике, устроенном в крепостной стене. Возможно, так и случилось в VII веке, когда город попал под власть арабов.
Но византийцы вскоре вернулись. Они взяли город штурмом, и увезли плащаницу в Константинополь. О том, насколько жители византийской столицы уважали святыню, свидетельствует её местонахождение. Реликвия хранилась в главном городском соборе - Софийском, расположенном рядом с дворцом императора.
В конце XII - начале XIII веков плащаницу выставляли для поклонения каждую пятницу. Её собственными глазами видели новгородский архиепископ Антоний, и крестоносец Роберт де КларИ, оставившие об этом записи. Де Клари был в числе воинов, взявших Константинополь в 1204 году. После этого завоевания следы плащаницы теряются на долгие полтора столетия. Куда исчезло святое полотно? Как оно попало из Константинополя во Францию?
Мнение эксперта:
Английский исследователь Ян Уилсон считает, что плащаницу во Францию привезли тамплиеры, рыцари одного из самых могущественных христианских орденов эпохи Крестовых походов. Историкам известно, что тамплиеры сыграли немалую роль в организации IV Крестового похода. По мнению Уилсона, рыцари, завладевшие плащаницей, отнеслись к ней как к святыне и скрыли ее от чужих глаз. Очевидно Жоффруа де Шарни был как-то связан с этими людьми. Разумеется, это только предположение. Но во всяком случае нам доподлинно известно, что родственник рыцаря занимал у тамплиеров высокое положение. Вероятно, через него святыня и попала в семью де Шарни.
Современная наука косвенно подтвердила маршрут, которым везли плащаницу. Известный в Европе эксперт-криминалист Макс Фрей провёл необычные исследования. В 1973 во время одного из публичных показов плащаницы он с помощью клейкой ленты снял с её поверхности образцы пыли. Криминалисту понадобилось несколько лет упорного труда, чтобы исследовать микрочастицы пыльцы, содержащейся в этой пыли. Оказалось, что пыльца в основном принадлежит растениям, которые можно встретить на Ближнем Востоке, пригородах Иерусалима, а также Эдессы и Константинополя. Эти выводы развил американский профессор Алан ВАнгер. Изучая фотографии при большом увеличении Вангер предположил, что часть отпечатков вокруг тела Христа – это следы от цветов. Сравнивая отпечатки с рисунками цветов в натуральную величину, американский учёный определил 28 разновидностей растений. Двадцать из них относятся к местности, где распяли Христа.
Невозможно предположить, что некие средневековые фальсификаторы специально ездили из Европы в Иерусалим, чтобы собрать там пыльцу растений. Таким образом результаты исследований Макса Фрея и Алана Вангера подтверждают ближневосточное происхождение Туринской плащаницы.
Игорь Маранин
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница