Эта Церковь Живоначальной Троицы именовалась еще в Хохлах (или в Хохловке).
А название это пошло от места, где после воссоединения в 1654 году Украины с Россией, селились хохлы, что есть простонародное название украинцев. В XVIII веке здесь даже стоял двор гетмана Украины — Мазепы, предавшего позже Петра Первого и переметнувшегося к шведскому королю Карлу.
Местность была столь живописной, что в 15-м веке великий князь Василий Первый построил здесь свой летний дворец и разбил на склоне холма знаменитые княжеские сады (отсюда, кстати, еще одно прозвище храма — «в Старых Садех»).
Звестно, что деревянная церковь стояла здесь уже в первой половине XVI века.
Каменный же храм, построенный на месте обветшавшего деревянного, стоял уже в 1657 году.
А в 1696 году на его месте была заложили новую церковь. Построили его на деньги вдовы окольничьего Евдокии Авраамовны Чириковой. Она скорбела по кончине во цвете лет дочери Неонилы, и на постройку храма пустила изготовленное для замужества дочернее приданое.
Мать была столь безутешна, что еще через год она построила в память дочери еще одну церковь в Зарядье - храм свят. Николая Чудотворца Мокрого, что в Мокринском переулке (ныне ни переулка, ни церкви не существует).
Храм в честь Живоначальной Троицы в Хохловке – хороший образец стиля «московского» или «нарышкинского барокко». Интересно однако, что в сравнении с другими храмами в этом же стиле, при всем богатстве резного белокаменного декора, этот храм в смысле украшений более сдержан и строг.
Архитектурно же – это стройная много ярусная композиция, где на четверик основного объема поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчивается кирпичной главкой на двух восьмериках.
Изящно смотрятся и многоцветные изразцы, выполненные знаменитым белорусским мастером Степаном Ивановичем Полубесом.
В 1812 году, во время оккупации Москвы французы разрешили службы в этом храме, служители которого спрятали под полом церкви ризницу, и уберегли ее от мародеров.
Ныне же храм возвращен церкви и восстановлен. И снова служит людям.
Контакты: Церкови Троицы Живоначальной в Хохловке
Адрес: Хохловский переулок, 12
Как проехать:
От ст. метро “Китай-Город, автобус 345м.
Адрес сайта: www.trinity-church.ru
Схема проезда:
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема