Нам, современным самарцам, трудно представить, что меньше двухсот лет назад Ленинский район был городской окраиной. О том времени живо напоминает деревянное кружево, наброшенное на ветхие плечи одноэтажных особняков. До сороковых годов девятнадцатого века частные дома росли здесь как грибы, щеголяя друг перед другом резными узорами фасадов. Когда наличники и карнизы этих франтов еще благоухали свежим деревом, в окрестностях стали появляться каменные храмы.
Самым значимым в этом ряду было, без сомнения, строительство собора Христа Спасителя. Целых двадцать пять лет возводился на Соборной площади этот исполин. Год от года всё больше удивлял он самарцев своими гигантскими размерами и величественными формами. На его фоне незаметно и тихо прошло появление на Сенной улице маленькой церквушки, освященной в честь апостолов Петра и Павла.
Изначально этот храм действительно, выглядел весьма скромно – небольшой корабль в русском стиле, вытянувшийся в струнку между двумя шатровыми куполами церкви и колокольни. Строился он исключительно на деньги купца Андрея Головачёва. Когда в одиночку тянешь такое предприятие – тут уж не до излишков.
Картина изменилась через шестнадцать лет. Сын Головачева – Василий Андреевич, решил преобразить храм, построенный отцом. На этот раз самарское купечество подключилось к инициативе гораздо активней. Собранные средства позволили привлечь к реконструкции талантливейшего архитектора того времени – Александра Щербачёва. В итоге изменения произошли кардинальные. Щербачёв в два раза увеличил пространство боковых приделов, расположенных с двух сторон от колокольни и трапезной части храма. Эффект получился потрясающим! Низкие широкие крылья церкви по бокам колокольни, высящейся над входом – словно объятия, распахнутые навстречу прихожанам.
В Петропавловском храме лишь на несколько лет прерывалась череда богослужений. Церковь закрыли накануне Великой Отечественной войны. В ней разместили сначала военный склад, а затем конюшню. Видимо, просторные боковые приделы показались удобными для того, чтобы устроить в них стойла для лошадей. В конце войны церковь вернули верующим.
Здесь, конечно, пришлось делать капитальный ремонт, но радость от того, что храм уцелел и ожил, с лихвой покрывала все затраты. Со всех концов города в церковь Петра и Павла люди несли богослужебную утварь и иконы, оставшиеся от взорванных, разоренных храмов. Большая их часть сохранилась в церкви до сегодняшнего дня.
Про храм Петра и Павла говорят иногда, что это – Самарская Петропавловская крепость. И в этих словах есть своя правда. Действительно, крепость. Крепость веры.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема