Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе – одна из немногих церквей в столице, которые никогда не закрывались.
По-другому храм еще именовали «в Кузнецах». Собственно, и одно и второе наименование подсказывало место нахождения храма – Кузнецкая слобода.
Предположительно, Кузнецкая слобода появилась в Москве в период конца 15-го – начала 16-го веков. Церкви же в слободах, как правило, строились практически одновременно с самим слободами. И в самом деле – первая, еще деревянная церковь, была построена здесь в 1491 году.
О ее облике нам ничего не известно. Но кое-какие предположения сделать можно, основываясь на знании тогдашней обыденной слободской жизни.
Прежде всего отметим, что жители московских слобод изначально объединялись по профессиям. Если же говорить о кузнецах, то, видимо, прежде всего перед глазами встает стандартный образ человека, кующего подкову или еще какую мелочь. Оно, конечно, и так – мелочь тоже ковали. Но среди кузнечных изделий числились и щиты, и луки, и панцири, и кольчуги, и топоры, и алебарды, и сабли – вещи весьма технологически сложные - и оттого недешевые.
Мало того. Все эти изделия именовались с определением «московский». При этом понятие, скажем, «московская сабля» обозначало не только место производства, но и качество. За что и ценили эти изделия не только свои, но и иноземные покупатели, причем зачастую оптовые.
Из сказанного можно сделать вывод, что кузнецы были людьми небедными. И, к слову, жители всех профессиональных объединений-слобод серьезным образом поддерживались властями как надежда и опора.
Отсюда – и Церковь Николая Чудотворца строилась, скорее всего, всем миром, и бедною явно не была.
Однако же пожары московские привели к тому, что уже в 1683 году была построена первая каменная церковь. В 1805-м ее разобрали и на месте этом построили новую, в стиле ампир.
Напомним, что стиль ампир – это «королевский стиль», о чем, и говорит само название: сравните «ампир» и «империя». Театральность оформления, обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, которые как бы отсылают нас к стилю древней величественной римской империи.
Упомянем же еще и о старинной храмовой святыне Церкви святителя Николая в Кузнецах, в Вишняковском переулке, д. 15.
Это Икона Божией Матери «Утоли мои печали».
Контакты: церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе
Адрес: 113184, Вишняковский пер., 15
Как проехать:
м. «Павелецкая», «Новокузнецкая», трамв. 3, 39, А
Адрес сайта: nikvkuz.ru
Схема проезда:
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема