Люди спрашивают — кто-то с искренним недоумением, кто-то враждебно — о грехах в истории Христианства. Об Инквизиции, Крестовых Походах и тому подобном. Может ли истинная вера быть замешана в таких грехах?
Прежде всего, конечно, необходимо отличать историю от «черных легенд» - далеко не все «ужасы инквизиции» произошли на самом деле, многие «религиозные войны» на самом деле имели совершенно мирскую мотивацию — это можно увидеть, рассматривая их подробнее. Однако история христианского мира, действительно, полна греха, и под знаменем христианской веры совершались как подвиги справедливости и человеколюбия, так и дела несомненно позорные и злые. Почему это так?
Давайте найдем какие-нибудь чистые, незапятнанные знамена… Другие религии? Увы, при ближайшем рассмотрении история любой религии полна тяжёлых и мрачных страниц.
Может быть, как говорят воинствующие атеисты,вообще все зло в религии, нравы исправит просвещение в духе научного атеизма? Увы, атеистические режимы ХХ века превзошли свирепостью все, что было в мире религий.
Наука? Увы, расовая теория, евгеника, атомная бомба — это все было под знаменами науки. Что бы мы ни взяли, какие бы светлые идеалы не рассмотрели, за ними всегда тянется кровавый след. Почему? Дело не обязательно в идеалах — дело в людях.
Как говорит Священное Писание, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Грешные люди склонны обращать во зло абсолютно все — и открытия ученых, и прозрения духовных лидеров. Церковь создана Господом для спасения людей — а значит, в нее входят именно грешные люди, которые нуждаются в спасении. Более того, на земном уровне в ней есть (и будут) лицемеры, которые, на самом деле, чужды Господу, и в Евангелии Он сразу предупреждает, что некоторых людей, которые пророчествуют, бесов изгоняют и даже чудеса творят от Его имени, Он никогда не знал.
Даже искренние христиане могут грешить и ошибаться, и все они остаются людьми своей эпохи и культуры. Все мы (как и предыдущие поколения народа Божьего) можем отнести к себе слова Пророка: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами»
Ставит ли это под вопрос истину христианства? Нет. Истина христианства в том и состоит, что люди грешны и нуждаются в спасении. Христианская Церковь — это не собрание ангелов. И это точно не элитарный клуб. Это собрание кающихся грешников, ищущих милости и прощения Господа.
9 ноября. О жизни святой праведной Ольги Аляскинской

30 октября 2025 года Постановлением Священного Синода в месяцеслов Русской Православной Церкви включено имя святой праведной Ольги Аляскинской, ранее канонизированной Американской Православной Церковью, с определением празднования её памяти 9 ноября по новому стилю.
О жизни святой праведной Ольги Аляскинской — протоиерей Игорь Филяновский.
Святая праведная матушка Ольга родилась в 1916 году в посёлке Куитлук на Аляске в эскимосской семье. В русской православной миссии девочку крестили с именем Ольга. С детства она ходила в церковь и, по свидетельству современников, знала наизусть многие службы.
Когда выросла, то вышла замуж за Николая Майкла. Он работал почтальоном и содержал небольшой магазинчик в их поселке. Николай был далёк от церкви, но под влиянием жены воцерковился, стал чтецом, окончил семинарию святого Германа Аляскинского и был рукоположен в священники Свято-Никольского храма своего родного посёлка.
А матушка Ольга растила детей, у них с отцом Николаем их 13, но только 8 дожили до совершеннолетия. Детская смертность на Аляске, к сожалению, в те годы была очень высокая.
Но матушка Ольга не только поднимала своих детей, но и заботилась о своих односельчанах. Она была известна как опытная акушерка и принимала роды не только в своём посёлке, но и во всей округе.
Матушка Ольга всегда старалась помочь бедным односельчанам. Отдавала одежду своих детей, готовила еду, убирала, молилась с ними, пересказывала им Евангелие. Особенно она заботилась о женщинах, переживших домашнее насилие. К сожалению, в эскимосских семьях тех лет это было нередко.
За неустанную помощь ближним матушку Ольгу называли новой праведной Тавифой. Она скончалась в 1979 году. Почти сразу же возникло её местное почитание. Известно много её икон, где она изображена с тазом воды и полотенцем — такими атрибутами акушерки.
Прославление матушки Ольги в 2023 году стало важным духовным событием не только для православной церкви в Америке, но и для всего православного мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







