Люди спрашивают — кто-то с искренним недоумением, кто-то враждебно — о грехах в истории Христианства. Об Инквизиции, Крестовых Походах и тому подобном. Может ли истинная вера быть замешана в таких грехах?
Прежде всего, конечно, необходимо отличать историю от «черных легенд» - далеко не все «ужасы инквизиции» произошли на самом деле, многие «религиозные войны» на самом деле имели совершенно мирскую мотивацию — это можно увидеть, рассматривая их подробнее. Однако история христианского мира, действительно, полна греха, и под знаменем христианской веры совершались как подвиги справедливости и человеколюбия, так и дела несомненно позорные и злые. Почему это так?
Давайте найдем какие-нибудь чистые, незапятнанные знамена… Другие религии? Увы, при ближайшем рассмотрении история любой религии полна тяжёлых и мрачных страниц.
Может быть, как говорят воинствующие атеисты,вообще все зло в религии, нравы исправит просвещение в духе научного атеизма? Увы, атеистические режимы ХХ века превзошли свирепостью все, что было в мире религий.
Наука? Увы, расовая теория, евгеника, атомная бомба — это все было под знаменами науки. Что бы мы ни взяли, какие бы светлые идеалы не рассмотрели, за ними всегда тянется кровавый след. Почему? Дело не обязательно в идеалах — дело в людях.
Как говорит Священное Писание, «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Грешные люди склонны обращать во зло абсолютно все — и открытия ученых, и прозрения духовных лидеров. Церковь создана Господом для спасения людей — а значит, в нее входят именно грешные люди, которые нуждаются в спасении. Более того, на земном уровне в ней есть (и будут) лицемеры, которые, на самом деле, чужды Господу, и в Евангелии Он сразу предупреждает, что некоторых людей, которые пророчествуют, бесов изгоняют и даже чудеса творят от Его имени, Он никогда не знал.
Даже искренние христиане могут грешить и ошибаться, и все они остаются людьми своей эпохи и культуры. Все мы (как и предыдущие поколения народа Божьего) можем отнести к себе слова Пророка: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами»
Ставит ли это под вопрос истину христианства? Нет. Истина христианства в том и состоит, что люди грешны и нуждаются в спасении. Христианская Церковь — это не собрание ангелов. И это точно не элитарный клуб. Это собрание кающихся грешников, ищущих милости и прощения Господа.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых