Формально, сегодня тема наша – церковь. Церковь Александра Невского. Однако не пытайтесь ее найти – она более не существует. Как не существует и полицейской больницы имени Александра Третьего, при коей церковь была открыта. Да и само имя больницы, то которым называли его до переименования в честь императора – его тоже нет.
Сегодня мы изменим традициям программы «Храмы моего города» и расскажем о человеческой душе, которая невидимыми узами связана и с бывшей больницей и с бывшей церковью. В конце концов, разве не о душах человеческих говорим мы, рассказывая о храмах?
До переименования больница называлась Полицейская больница Федора Петровича Гааза. Человека, на памятнике коему высечен его девиз: «Спешите делать добро».
Католик, немец Фридрих Иосиф Гааз, потомственный медик и сам очень талантливый врач, он попал в Москву фактически случайно – по приглашению вылеченного им знатного русского вельможи. В Москве быстро – и за дело – завоевал популярность и – а медицина тогда была платная – по безусловным талантам своим стал зарабатывать немалые деньги. Занимался научной работой. Среди прочего – открыл целебные свойства минеральных вод Пятигорска и Ессентуков.
Так бы и богател себе доктор, кабы не вошел в состав первого московского попечительного о тюрьмах комитета. Сначала он был секретарем комитета, а потом почти на 25 лет стал главным врачом московских тюремных больниц.
И столкнулся с жизнью заключенных. И врач для богатых закончился. Но появился в Москве «святой доктор». Федор Петрович.
Страшные условия, в которых существовали заключенные, так потрясли Гааза и так изменили его жизнь, что хоронили старика уже на счет полиции. Своих денег у него не было, потому что каждую копеечку он либо отдавал узникам, либо тратил на их нужды. Доходило до того, что поднесенное ему в гостях угощение он прятал в карман, чтобы передать узникам.
Он добился открытия полицейской больницы и сам поселился в двухкомнатной при ней квартирке. И когда для больных не хватало мест, он клал их у себя дома.
Преступники боготворили доктора. Однажды зимою, когда он шел к больному, на темной улице двое грабителей, угрожая ножами, хотели снять с него шубу. В ходе разговора он назвал свое имя. Узнав, кто перед ними, грабители не только проводили его к больному, но дождались его и под охраною отвели до дома, чтобы никто не тронул «святого доктора». Ну что лучше опишет жизнь и деяния врача, чем этот эпизод?
Ну вот… Мы начали с церкви, где врачуют души, продолжили больницей, где врачуют и душу и тело, а закончили рассказом о прекрасной человеческой – по-настоящему христианской – душе.
Будете в Малом Казенном переулке – помяните добрым словом «святого доктора» Федора Петровича Гааза.
Контакты: церкови Александра Невского на дворе полицейской больницы Ф. П. Гааза
Адрес: Москва, Малый Казенный пер., 5а
Как проехать:
От ст. метро "Курская", автобус 40, тролл. Бч.
Схема проезда:
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»