Дорога, соединяющая Тольятти с Самарой, тянется по красивейшим местам. Там, где речка Сок впадает в Волгу, великолепие природы достигает своего апогея. Всякий раз хочется остановить здесь машину, взобраться на Царев курган и вдоволь налюбоваться окрестностями. Вид на Волгу отсюда открывается потрясающий. Село Ширяево на противоположном берегу – как на ладони. Но главное украшение панорамы – это горы Тип-Тяв и Серная, образующие знаменитые Жигулевские ворота. Некогда на этой возвышенности вот так же стоял Петр Первый. Именно поэтому курган назвали Царёвым.
Прежде гора над стрелкой, образуемой реками Волга и Сок, была значительно выше и имела округлую форму купола. Форма эта была настолько правильной, что люди сомневались – не рукотворный ли курган? В течение веков одна легенда сменяла другую: то считалось, что холм сооружен по приказу Тамерлана, то его создание приписывали Степану Разину. Однако ученым удалось доказать, что Царев курган – природная скала, отделенная от единого горного массива Жигулей речным течением. Свою уникальную форму гора утратила совсем недавно – в пятидесятых годах двадцатого века. Во время строительства Куйбышевской ГЭС курган использовали как месторождение строительного камня и он лишился своей роскошной шапки. Зато теперь, говорят, холм стал похож на корону-венец. Сходства добавляет пятнадцатиметровый позолоченный крест, установленный на его вершине.
У подножия горы в самом начале восемнадцатого века образовалась деревенька Царёвщина. В 1833 году она стала селом - здесь была построена каменная церковь Рождества Христова. Этот храм называют шедевром архитектуры классицизма Самарской области. И хотя автор проекта этого здания доподлинно неизвестен, есть все основания полагать, что это знаменитый русский архитектор Василий Стасов. Недаром же провинциальный храм так похож на другое детище славного зодчего – Преображенский собор Санкт-Петербурга.
Христорождественская церковь примечательна еще тем, что перед самой революцией в ней служил священник Константин Сухов, расстрелянный в 1918 году, а в 2001-ом причисленный к лику святых, как новомученик.
С противоположной стороны Царева кургана в начале второго тысячелетия была построена еще одна церквушка, освященная в честь иконы «Неупиваемая чаша». Она красуется рядом с источником, который издавна почитается как чудотворный. В девятнадцатом веке над родником стояла часовня, сожженная после революции. Сейчас здесь оборудовано несколько купелей, и каждый желающий может окунуться в целительную воду.
Здесь, в окрестностях Царева кургана, кажется, что даже сам воздух лечит. Вдохнешь поглубже – и с души спадает груз каждодневных проблем и забот.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема