В Библии в деталях изложена встреча будущего царя Саула из города Гивы, с пророком Самуилом.
Удивительна история помазания Саула. Он со своим слугой безуспешно ищет потерявшихся ослиц, и, когда уже думает вернуться домой, слуга предлагает пойти и спросить прозорливца, который живёт поблизости. Они приходят к Самуилу, который не только сообщает Саулу, где его пропавшие ослицы, но и помазывает его в цари. Совершенное Самуилом помазание оказывает особое действие на Саула — Бог дал ему иное сердце. Неожиданность происшедшего поражает Саула, ему трудно поверить в своё новое положение, но Самуил дает ему ряд знамений, которые убеждают Саула в истинности происшедшего.
Если помазание Саула произошло втайне, то его избрание должно было совершится так, чтобы весь народ признал законность его поставления. Это событие произошло в Массифе.
Священный автор рассказывает о победах царя Саула над аммонитянами, филистимлянами и амаликитянами. Однако Саул не был во всем послушен Самуилу. Пророк обличал непослушание царя, доказывая, что непокорность Господу — такой же грех, как волшебство и идолопоклонство. В конце концов Господь отверг Саула, повелев Самуилу помазать нового царя — Давида.
Помазание пророком Самуилом будущего величайшего Израильского царя Давида, ставшего образцом монарха, произошло при обстоятельствах, не отличавшихся торжественностью. После отвержения Саула Самуил, исполняя повеление Бога, пришел в Вифлем, немного южнее Иерусалима, в дом простого поселянина Иессея, у которого было восемь сыновей, а Давид — самый младший. В доме отца он пас скот.
Давид — избранник Божий, ни о ком, кроме него, в Писании не сказано, что он был по сердцу Господу. После помазания Дух Божий пребывал на Давиде, а от Саула он отошёл.
Образ царя Давида не может оставить читателя равнодушным — смелый, находчивый, великодушный воин, талантливый музыкант и поэт. Ему принадлежит большая часть псалмов — религиозных гимнов и молитв, ставших основой церковного богослужения и частной молитвенной практики христиан.
Во время своего царствования Давид проявил редкие способности правителя и народного вождя — он объединил разрозненные колена Израиля, и благодаря достигнутому единству ему удалось то, чего не могли сделать судьи и царь Саул, — отразить угрозу внешних врагов. Царство Давида было весьма обширно, а границы прочны.
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема