
Жил-был один крестьянин. От зари до зари он трудился — очищал поле от камней, сеял кукурузу, выращивал её.
Да вот сына своего проглядел: вырос тот страшным лентяем и нЕслухом.
Долго думал крестьянин, как же ему научить, пока не поздно, сына уму-разуму, и отдал его в соседнее село в батраки — потрудиться за один золотой в год.
«Похоже, неспроста этот человек отдал мне своего сына в батраки за такую низкую плату, — подумал хозяин. — Наверное, он богач. Не буду я заставлять этого парня работать, а то как бы мне их не обидеть ненароком».
А лентяю только того и надо. Прожил он год в соседнем селе в своё удовольствие, через год получил от хозяина свой золотой и домой вернулся.
— Ну, как тебе жилось-работалось, сынок? — спрашивает его отец.
— С утра до вечера я трудился не покладая рук. Хозяин остался мной доволен, заплатил золотой. Вот мой заработок.
Отец взял у сына деньги и, даже не взглянув, бросил в огонь. Удивился лентяй, пожал плечами, но ни слова не сказал отцу. Повернулся и пошел на печь спать. Подумаешь, разве это деньги? Всего-то один золотой!
Понял крестьянин, что ничему не научился сын, и решил отдать его в батраки к другому хозяину. Отвез он парня в дальний аул и выбрал самого бедного крестьянина, у которого в доме было много едоков, да мало работников.
— Вижу я, трудно тебе живется, — сказал бедняку старик-отец. — Оставляю тебе на год своего сына: научи его работать, как следует, а платы с тебя за это никакой не надо!
Новый хозяин с первого дня заставлял лентяя работать наравне с собой.Трудно было парню с непривычки: вставали они чуть свет, весь день трудились, и заканчивали, когда звезды на небе появятся.
Медленно поначалу тянулись дни, каждый казался бесконечным! Но потом сын крестьянина стал привыкать к работе, а вскоре уже не мог без дела сидеть. И снова быстро побежало время — не заметил парень, как год прошёл, пришла пора домой возвращаться.
— Твой отец не просил с меня никакой платы, но ты хорошо потрудился! — сказал ему на прощанье хозяин. — Вот тебе два золотых — хоть новую шапку себе купишь.
Пришёл сын к отцу, а тот спрашивает:
— Ну как, сынок, тебе работалось?
— Хорошо работалось. Хозяин целых два золотых заплатил мне за труды.
Протянул он отцу два золотых, а тот на них даже не взглянул — в огонь бросил.
— Что ты делаешь? Разве можно трудовые деньги в огонь бросать? —воскликнул сын.
Бросился он к очагу, стал кочергой раскаленные угли разгребать, чтобы свои золотые взять.
Понял старик-крестьянин, что теперь у него появился хороший помощник и опора в жизни.
(по мотивам кабардинской народной сказки)
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема