
Жил-был один крестьянин. От зари до зари он трудился — очищал поле от камней, сеял кукурузу, выращивал её.
Да вот сына своего проглядел: вырос тот страшным лентяем и нЕслухом.
Долго думал крестьянин, как же ему научить, пока не поздно, сына уму-разуму, и отдал его в соседнее село в батраки — потрудиться за один золотой в год.
«Похоже, неспроста этот человек отдал мне своего сына в батраки за такую низкую плату, — подумал хозяин. — Наверное, он богач. Не буду я заставлять этого парня работать, а то как бы мне их не обидеть ненароком».
А лентяю только того и надо. Прожил он год в соседнем селе в своё удовольствие, через год получил от хозяина свой золотой и домой вернулся.
— Ну, как тебе жилось-работалось, сынок? — спрашивает его отец.
— С утра до вечера я трудился не покладая рук. Хозяин остался мной доволен, заплатил золотой. Вот мой заработок.
Отец взял у сына деньги и, даже не взглянув, бросил в огонь. Удивился лентяй, пожал плечами, но ни слова не сказал отцу. Повернулся и пошел на печь спать. Подумаешь, разве это деньги? Всего-то один золотой!
Понял крестьянин, что ничему не научился сын, и решил отдать его в батраки к другому хозяину. Отвез он парня в дальний аул и выбрал самого бедного крестьянина, у которого в доме было много едоков, да мало работников.
— Вижу я, трудно тебе живется, — сказал бедняку старик-отец. — Оставляю тебе на год своего сына: научи его работать, как следует, а платы с тебя за это никакой не надо!
Новый хозяин с первого дня заставлял лентяя работать наравне с собой.Трудно было парню с непривычки: вставали они чуть свет, весь день трудились, и заканчивали, когда звезды на небе появятся.
Медленно поначалу тянулись дни, каждый казался бесконечным! Но потом сын крестьянина стал привыкать к работе, а вскоре уже не мог без дела сидеть. И снова быстро побежало время — не заметил парень, как год прошёл, пришла пора домой возвращаться.
— Твой отец не просил с меня никакой платы, но ты хорошо потрудился! — сказал ему на прощанье хозяин. — Вот тебе два золотых — хоть новую шапку себе купишь.
Пришёл сын к отцу, а тот спрашивает:
— Ну как, сынок, тебе работалось?
— Хорошо работалось. Хозяин целых два золотых заплатил мне за труды.
Протянул он отцу два золотых, а тот на них даже не взглянул — в огонь бросил.
— Что ты делаешь? Разве можно трудовые деньги в огонь бросать? —воскликнул сын.
Бросился он к очагу, стал кочергой раскаленные угли разгребать, чтобы свои золотые взять.
Понял старик-крестьянин, что теперь у него появился хороший помощник и опора в жизни.
(по мотивам кабардинской народной сказки)
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.