
Фото: PxHere
25 декабря православные христиане отмечают день памяти Святителя Спиридона Тримифунтского — епископа, который родился в конце третьего века от Рождества Христова на острове Кипр. В день его памяти в храмах поют тропарь, то есть гимн, прославляющий святого.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения звучит так: «На соборе первом защитником истины и чудотворцем явился ты, Богоносный Спиридон, отче наш». Вот как этот фрагмент звучит по-церковнославянски: «Собо́ра Пе́рваго показа́лся еси́ побо́рник и чудотво́рец,/ Богоно́се Спиридо́не, о́тче наш».
Давайте послушаем первую часть:
В первой части тропаря речь идёт о Первом Вселенском соборе, который прошёл в 325-м году по инициативе императора Константина в византийском городе Никея. На соборе присутствовал и епископ Спиридон. Он вступил в словесное состязание с греческим философом, защищавшим так называемую «а́риеву ересь». Это ложное учение распространилось в четвёртом веке и подвергало сомнению Единство Святой Троицы. Святитель Спиридон явил наглядное доказательство против ереси. Он взял в руки кирпич и стиснул его: из него вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, — сказал Святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Слова второй части песнопения могут показаться страшными: «Потому ты к мёртвой в могиле обратился, и змею в золото превратил, и при пении святых молитв Ангелы сослужили тебе, священнейший!» По-церковнославянски эти строчки звучат так: «Те́мже ме́ртву ты во гро́бе возгласи́в,/ и змию́ в зла́то претвори́л еси́,/ и внегда́ пе́ти тебе́ святы́я моли́твы/ А́нгелы, сослужа́щия тебе́, имел еси́, свяще́ннейший».
Послушаем вторую часть:
Слова «Ты к мёртвой в могиле обратился» указывают на то, что при жизни Святитель Спиридон силой Божией неоднократно совершал чудеса воскрешения людей. Житие святого описывает, к примеру, случай, когда к епископу пришла женщина с умершим младенцем на руках. Святой вознёс молитву к Богу — и ребёнок ожил. А фраза из песнопения «змею в золото превратил» отсылает нас к ещё одному эпизоду из жития святителя Спиридона. Святой претворил змею в золотой слиток и отдал его бедному земледельцу. Золото бедняк обменял на зерно. И смог не только накормить свою семью, но и посеять пшеницу для нового урожая.
Третья часть тропаря святителю Спиридону воспевает Бога: «Слава Прославившему тебя, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления!» или по-церковнославянски «Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния».
Давайте послушаем третью часть тропаря:
К нетленным мощам святителя, которые находятся на острове Корфу, со всего мира стекаются паломники. Святой так близко предстоит к Престолу Божиему, что и сегодня по его молитвам совершаются чудеса.
Давайте послушаем тропарь Святителю Спиридону полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема