В начале пятого века среди духовенства Константинопольской Церкви распространилось богословское заблуждение — ересь, получившая название «несторианство». Такое именование было дано в честь основателя и лидера ереси — Нестория. Несторий был не просто священнослужителем, а занимал высокий пост Патриарха Константинопольского. Он утверждал, что Иисус Христос — не воплотившийся Бог, а просто святой человек. Соответственно Дева Мария, не Богородица, а Христородица, то есть родившая не Бога, а праведного человека Иисуса. Православная Церковь встала на защиту истинного учения о Спасителе и Его Матери. В результате ересь Нестория была побеждена на третьем Вселенском соборе в начале пятого века. Церковь торжественно провозгласила, что Иисус Христос — одновременно Бог и человек. А Дева Мария — истинная Богородица. Учение о Божией Матери было закреплено в богослужебных текстах. В частности, в тропаре праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Тропарем принято называть краткое песнопение, в котором раскрывается значение церковного праздника. Часто византийские поэты вкладывали в тропарь не только историческое, но и богословское содержание. Чтобы люди в ходе богослужения получали все необходимые знания о празднуемом событии. Вот как звучит церковнославянский текст молитвословия:
«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Для лучшего понимания этого текста приведём его перевод на русский язык:
«Рождение Твоё, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: ибо через Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и Он, разрушив проклятье, Дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь».
Автор тропаря (имя его мы, к сожалению, не знаем) провозглашает, что Рождение Богоматери стало радостью для всей вселенной. Мария стала Пречистой Девой, через Которую пришел на землю Спаситель мира. Христос называется в тропаре «Солнцем правды». Это образ из ветхозаветного пророчества святого Малахии, который назвал Бога — Солнцем, Своими лучами исцеляющего раны людей. Главной духовной раной человечества стал грех Адама и Евы. Его Спаситель и исцелил.
Тропарь Рождества Богородицы несколько раз поется на богослужении в честь этого праздника — и во время вечерней службы, и во время Литургии. Так Церковь не только вдохновляет прихожан, делится с ними радостью о рождении Девы Марии, но и доносит до них главные вероучительные истины случившегося события. А теперь давайте послушаем тропарь Рождества Богородицы в исполнении хора Самарской духовной семинарии.
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема