
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 93. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из регулярно встречающихся тем Священного Писания — это тема справедливости. В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь и в жизни вопросы справедливости далеко не самые последние. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 93-й псалом, в этом псалме мы вновь услышим ответ на вопрос о воздаянии попирающим закон Божий людям.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
У исследователей нет единого мнения о точной датировке только что прозвучавшего псалма: с определённостью можно сказать лишь то, что он появился либо в период Вавилонского плена в 6 веке до Рождества Христова, либо вскоре после его окончания. Впрочем, точная дата не имеет большого значения, ведь псалом касается той проблемы, которая не зависит от каких-либо внешних факторов — при любом государственном устройстве и при любом уровне развития общества будет оставаться место для несправедливости. Дело здесь, как мы понимаем, в самой природе человека, повреждённой грехопадением Адама и Евы.
В 93-м псалме обращает на себя внимание описание поведения нечестивых. Эти люди «изрыгают дерзкие речи», «вдову и пришельца убивают», но самое важное состоит в том, что они «говорят: „не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев“». Увы, но подобное поведение нам прекрасно знакомо, мы видим его и у наших современников, часть которых полагает, что, отрицая бытие Божие и произнося в связи с этим безумные речи, они делают какое-то удивительное открытие, что в этом есть нечто новое и свежее, нечто такое, что противостоит невежеству живущих дремучим прошлым верующих людей. Но нет: так говорили и так себя вели люди задолго до Рождества Христова, и им тоже казалось, что они обрели истинную свободу, что им удалось скинуть путы нравственного закона.
Автор псалма предлагает таким людям задуматься о себе самих, о своём происхождении, и обратить внимание на Творца — Бог, сотворивший наши органы чувств, не слеп, не глух и не бесчувственен, Он рано или поздно отреагирует на безумие тех, кто отвергает Его закон, и реакция Бога этим людям категорически не понравится.
Конечно, в современном мире отсылка к сотворению Богом человека утратила свою актуальность. В наши дни может помочь обращение к разуму: если человек действительно разумен, то он не может не чувствовать свою ограниченность, и даже если он не верит в Бога, он не станет отрицать вероятность собственной ошибки, потому что заключительные слова прозвучавшего сегодня псалма слишком страшны, чтобы не обращать на них внимание: «Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш» (Пс. 93:22-23).
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 93. На струнах Псалтири
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит,- Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: "колеблется нога моя",- милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
12 июня. О подвиге и почитании Преподобного Исаакия Далматского

Сегодня 12 июня. День памяти Преподобного Исаакия, игумена константинопольской Далматской обители, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге и почитании — священник Августин Соколовски.
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской империи, которая получила название Константинополь, на европейском берегу Босфора. Спустя всего 7 лет после основания города, когда царь завершал свой земной путь, в столице уже было целых 15 монастырей.
Наименование своё святой Исаакий Далматский получил вовсе не по исторической области Далмациина Балканах, как многие думают, но по имени ктитора,мецената Далмата, который устроил монастырь, позже сам стал в нём монахом и даже был прославлен церковью во святых. Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий.
Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал своё уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним по возвращении. Однако вскоре Валент был убит.
Вместе со свободой Исаакий обрёл и славу исповедника, которая стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь. Спустя 13 веков, в день памяти святого Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Пётр Великий.
Чтобы почтить своего небесного покровителя, Пётр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема