
Фото: PxHere
Первым российским вузом официально считается Славяно-греко-латинская Академия, которая открылась в 1687 году при Заиконоспасском монастыре. Именно её в своё время окончил великий Михаил Васильевич Ломоносов. Однако своему возникновению Славяно-греко-латинская Академия обязана другому учебному заведению — Типографской школе. На шесть лет раньше она появилась при Московском Печатном дворе.
Российское государство к концу XVII века остро нуждалось в образованных гражданах. После монголо-татарского ига, бесконечных войн и Смуты, держава заметно растратила свой интеллектуальный потенциал, заложенный ещё во времена Древней Руси. Это ясно понимал молодой, прекрасно образованный царь Фёдор Алексеевич, когда взошёл на российский престол в 1676 году. Государь всерьёз задумывался о том, что Москве необходимо крупное учебное заведение. В своих мыслях царь укрепился после того, как к нему на аудиенцию пришёл иеромонах Тимофей. Четырнадцать лет он прослужил русским послом при Иерусалимском патриархате. Бывал в Константинополе, где учился у греческих богословов. И вот, этот повидавший мир учёный муж вернулся на Родину. Царю он сообщил неутешительные вести: турки, захватившие Константинополь ещё в XV веке, пытаются уничтожить греческую науку. Выслушав иеромонаха Тимофея, Фёдор Алексеевич созвал совет во главе с Патриархом Московским Иоакимом. Совет постановил: «тамо умаляемое учение зде насадити». То есть, сделать центром науки и образования Русь, Москву. Царским указом при Печатном дворе на Никольской улице, в двух каменных палатах была учреждена Типографская школа. Место выбрали не случайно. Печатный двор был сосредоточием учёности, здесь хранилась и постоянно пополнялась уникальная библиотека. Возглавил школу тот самый иеромонах Тимофей — первый среди русских учёных он получил звание «ректора». Типографскую школу иногда даже именовали «Тимофеевским училищем».
Уже к лету 1686 года в школе одновременно обучалось более двухсот человек. Для того времени — внушительная цифра. Подобного масштаба русское просвещение до тех пор ещё не знало. В Типографской школе было два отделения — славянское и греческое. И в том, и в другом преподавались письмо, грамматика, диалектика, риторика, история, география и «пиитика» — то есть, античная литература. Студенты читали Эсхила, Эзопа, Аристофана, Гомера. Основным предметом было, конечно, богословие. Преподавали в школе знаменитые учёные того времени — сам иеромонах Тимофей, «справщики» Печатного двора Мануил Григорьев и Карион Истомин — автор первого русского букваря. Воспитанниками, по указу государя, могли стать «люди всякого чина». Были среди учеников школы и представители знати, и безродные сироты. Студенты получали стипендию. За счёт Патриаршей казны им выдавалась одежда и обувь, а по праздникам — гостинцы.
Между тем, Фёдор Алексеевич не собирался останавливаться на достигнутом. Типографскую школу он видел лишь первым шагом на пути развития отечественной науки и образования. Теперь нужна была академия. Государь даже составил особую грамоту — своего рода проект развития — в которой подробно обрисовывал будущее учебное заведение. По задумке Фёдора Алексеевича, академия должна была крепко стоять на страже православной веры, хранить её чистоту, учёностью защищать от искажения и ересей. Такое учебное заведение, в основу которого легли образовательные и нравственные идеи царя, появилось спустя пять лет после скоропостижной кончины Фёдора Алексеевича. В 1687-м году в Закиноспасском монастыре всё на той же Никольской улице, которую недаром называют «улицей русского просвещения», открылась Славяно-греко-латинская академия. Студенты Типографской школы Печатного двора были переведены туда в полном составе. А её лучшие выпускники стали преподавателями Академии. Так зарождалось в России высшее академическое образование. И уже совсем недалеко было до его расцвета.
Все выпуски программы Открываем историю
20 мая. О духовном смысле праздника Воспоминания явления на небе Креста Господня

Сегодня 20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме стало божественным ответом на преследование христиан, которое началось в царствование Констанция, сына равноапостольного императора Константина Великого. К сожалению, Констанций уклонился в арианскую ересь. И хотя к концу жизни этот император раскаивался в своем преследовании православных, но в описываемые церковным историком Созоменом события Констанций увеличил религиозные раздоры того времени.
Однако явление Честного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом, оказало огромную духовную поддержку гонимым за истинную веру христианам. Несомненно, для тех, кто видел это явление, и для нас, живущих более чем через 1600 лет после описываемых событий, понятно, что Господь никогда не оставляет своих детей.
Испытания закаляют христиан, поэтому мы не избежим трудностей. Зато уверены, что Спаситель всегда помогает своей духовной силой страждущим. Вот слова Господа, записанные в Псалтыри: «Воззовёт ко мне, и услышу его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его».
Будем уповать на Господа и не бояться трудностей.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.05.2025)
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из верующих не задавался вопросом: как узнать волю Божию? Почему кого-то Господь явным образом направляет, а кто-то практически не слышит Его указаний? Возможные ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Когда люди внешние и малоцерковные спрашивают верующих о смысле поста, довольно часто в ответ они слышат, что пост — это время воспитания воли и способности жертвовать чем-то важным ради Бога. Однако, на самом деле, если посмотреть в суть такого явления, как пост, можно увидеть, что воспитание воли и жертвенность в нём вторичны по сравнению с главным: обращением сердца к Богу. После грехопадения человек, по слову Писания, осуетился в своём уме и его сердце наполнилось беспокойством о завтрашнем дне. Забота стала глубинным чувством человека, и он подчинил ему всё остальное — веру, науку, культуру... Ведь даже Бога мы воспринимаем как Того, Кто должен помочь нам в осуществлении наших планов. В свою очередь пост, не как пищевая дисциплина, а как явление духовной жизни, оказывается попыткой выйти из круга суеты и хотя бы на краткое время прислушаться не к тому, что мы говорим Богу, но к тому, что Он говорит нам.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с рассказа о жизни христианской церкви в Антиохии. После того, как верующие обратились к язычникам с проповедью, у них прибавилось работы. Антиохия была огромным культурным центром, а мировоззрение язычников было настолько далёким от христианского, что на ниве просвещения и нравственного наставления можно было трудиться день и ночь. Чем, собственно, и занимались многие учители и пророки, некоторых автор книги деяний называет по именам.
И вот во время совместной молитвы и поста с ними происходит то, о чём формально мечтают многие верующие: к ним обращается Дух Святой, по слову Которого Варнава и Савл или Павел отправляются в миссионерское путешествие. Наш рационалистический и пытливый ум сразу задаётся вопросом: в какой форме было совершено это обращение? Услышали ли они голос? Или один из них пророчествовал? Однако для понимания духовного смысла текста это совсем неважно... Гораздо важнее, что они совместно молились и постились, что сделало их доступными для действия Духа Святого. Ведь именно совместная молитва как пространство отречения от своего и обращения к Божьему, а также пост как внутренняя собранность и уход от суеты, позволяют им стать восприимчивыми к Божией вести и не только идти на проповедь, но и противодействовать злу. Вместе с апостолами и сегодня всякий, кто стремится стать восприимчивым к голосу Духа Святого, призван хотя бы на время по возможности отвращаться от бесконечной суеты, в которой мы пребываем, и обращаться к Богу с сердечной молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов