
Фото: PxHere
Первым российским вузом официально считается Славяно-греко-латинская Академия, которая открылась в 1687 году при Заиконоспасском монастыре. Именно её в своё время окончил великий Михаил Васильевич Ломоносов. Однако своему возникновению Славяно-греко-латинская Академия обязана другому учебному заведению — Типографской школе. На шесть лет раньше она появилась при Московском Печатном дворе.
Российское государство к концу XVII века остро нуждалось в образованных гражданах. После монголо-татарского ига, бесконечных войн и Смуты, держава заметно растратила свой интеллектуальный потенциал, заложенный ещё во времена Древней Руси. Это ясно понимал молодой, прекрасно образованный царь Фёдор Алексеевич, когда взошёл на российский престол в 1676 году. Государь всерьёз задумывался о том, что Москве необходимо крупное учебное заведение. В своих мыслях царь укрепился после того, как к нему на аудиенцию пришёл иеромонах Тимофей. Четырнадцать лет он прослужил русским послом при Иерусалимском патриархате. Бывал в Константинополе, где учился у греческих богословов. И вот, этот повидавший мир учёный муж вернулся на Родину. Царю он сообщил неутешительные вести: турки, захватившие Константинополь ещё в XV веке, пытаются уничтожить греческую науку. Выслушав иеромонаха Тимофея, Фёдор Алексеевич созвал совет во главе с Патриархом Московским Иоакимом. Совет постановил: «тамо умаляемое учение зде насадити». То есть, сделать центром науки и образования Русь, Москву. Царским указом при Печатном дворе на Никольской улице, в двух каменных палатах была учреждена Типографская школа. Место выбрали не случайно. Печатный двор был сосредоточием учёности, здесь хранилась и постоянно пополнялась уникальная библиотека. Возглавил школу тот самый иеромонах Тимофей — первый среди русских учёных он получил звание «ректора». Типографскую школу иногда даже именовали «Тимофеевским училищем».
Уже к лету 1686 года в школе одновременно обучалось более двухсот человек. Для того времени — внушительная цифра. Подобного масштаба русское просвещение до тех пор ещё не знало. В Типографской школе было два отделения — славянское и греческое. И в том, и в другом преподавались письмо, грамматика, диалектика, риторика, история, география и «пиитика» — то есть, античная литература. Студенты читали Эсхила, Эзопа, Аристофана, Гомера. Основным предметом было, конечно, богословие. Преподавали в школе знаменитые учёные того времени — сам иеромонах Тимофей, «справщики» Печатного двора Мануил Григорьев и Карион Истомин — автор первого русского букваря. Воспитанниками, по указу государя, могли стать «люди всякого чина». Были среди учеников школы и представители знати, и безродные сироты. Студенты получали стипендию. За счёт Патриаршей казны им выдавалась одежда и обувь, а по праздникам — гостинцы.
Между тем, Фёдор Алексеевич не собирался останавливаться на достигнутом. Типографскую школу он видел лишь первым шагом на пути развития отечественной науки и образования. Теперь нужна была академия. Государь даже составил особую грамоту — своего рода проект развития — в которой подробно обрисовывал будущее учебное заведение. По задумке Фёдора Алексеевича, академия должна была крепко стоять на страже православной веры, хранить её чистоту, учёностью защищать от искажения и ересей. Такое учебное заведение, в основу которого легли образовательные и нравственные идеи царя, появилось спустя пять лет после скоропостижной кончины Фёдора Алексеевича. В 1687-м году в Закиноспасском монастыре всё на той же Никольской улице, которую недаром называют «улицей русского просвещения», открылась Славяно-греко-латинская академия. Студенты Типографской школы Печатного двора были переведены туда в полном составе. А её лучшие выпускники стали преподавателями Академии. Так зарождалось в России высшее академическое образование. И уже совсем недалеко было до его расцвета.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело