Многие мои знакомые и друзья очень редко бывают в церкви: максимум 3-4 раза в год. Освятить кулич, взять крещенской воды и иногда поставить свечку у иконы любимого святого — этим и исчерпывается общение с храмом для очень большого количества православных. Однажды я спросила свою подругу, почему она так редко бывает в церкви, по какой причине не ходит на службы. Она мне ответила, что у нее нет времени на регулярное посещение храма. И что она считает достаточным поставить свечки тем святым, которых особо почитает, а они уже помолятся за нее и за ее семью и донесут Господу все ее чаяния и заботы.
Интересная получается позиция. Очень похожа на представления какого-нибудь древнего грека, приносившего свои жертвы языческому богу, и уверенного, что этого вполне достаточно для решения его бытовых проблем. К сожалению, такой суеверный подход и языческое отношение к христианству встречается очень часто. Слишком многие ставят во главу угла не личное спасение в Боге, а решение своих материальных и бытовых трудностей здесь и сейчас. К примеру, уверены, что достаточно набрать крещенской воды или искупаться в проруби, и сразу все проблемы как рукой снимет. Слышала даже такое дикое утверждение, что крещенское купание смывает с человека все его грехи. Это языческое представление.
Не секрет, что язычество глубоко живет внутри каждого из нас. Ведь так хочется быть с тем Богом, которого мы сами придумали, с которым нам хорошо и комфортно. А ведь Бог — это огонь, это неопалимая купина, которая пылает в пустыне, к которой и приблизиться страшно. А мы пытаемся сделать из этого пламени теплую и удобную грелку, которая не будет мешать нам жить.
Надо понять одно: никто за нас не сделает необходимую духовную работу. Конечно, если я, к примеру, поставлю свечку у иконы святителя Спиридона Тримифунтского или закажу ему молебен, это очень хорошо, но это не исключает необходимости моей личной молитвы. Ведь если я не помолюсь сама, не произойдет самого главного — я не вступлю в живое общение с Богом. Святые молятся не за нас, они молятся вместе с нами.
«Извергну тебя из уст Моих!» — так говорит Господь тому, кто «тёпл», а не «горяч» или хотя бы «холоден». Теплохладный человек пытается совместить духовные устремления с жизнью «по плоти», то есть по духу мира сего. Но так не получится. Невозможно верить в Христа, любить Его и не нести с Ним крест. «Никто не восходил на небо, живя прохладно», — писал преподобный Исаак Сирин. И если ты со Христом, необходимо «пламенеть духом и служить Господу».
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Внезапное воровство. Алена Боголюбова
Недавно мои друзья рассказали мне как пострадали от мошенников. Их обманули, лишили сбережений.
Я сокрушалась вместе с ними. Было ощущения холода от зла, коснувшегося моих близких людей. Ну как люди могут такое совершать? — думала я. Как донести до них, что воровство — это страшный грех?
Открыла книгу отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней он очень подробно разбирает все заповеди. Я надеялась найти там слова, которыми можно вразумить неправедных людей, а нашла нечто, что заставило меня обратить внимание на собственные грехи. Может показаться, что это — пустяк. Ну, принесла подруга к столу салат в очень удобной миске. И забыла её. Ну, и ладно. Так миска теперь у меня и прижилась. Другая приятельница дала сумочку для выхода в свет очень подходящую к моему платью. И вот уже который месяц не могу её вернуть.
Спросите, при чем тут воровство? Думаю, в моем случае пока ни при чем, но такие, казалось бы мелкие моменты важно отслеживать в себе. Мне понравилось чужое. Но чужое — это же не своё. Едва ощутимое, мимолетное желание им обладать — вот уже и путь ко греху. Святые отцы учат нас побеждать страсти при первом же движении души. В зачатке.
Если малое нарушение заповеди станет нормой, дальше может последовать, пусть небольшое, но искажение системы ценностей, потом — совести.
Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить». Как бы нам не окончить жизнь с чужими вещами на руках и с неправильными помыслами в голове. Так что, есть о чем подумать самой, прежде чем вразумлять других. И как тут не вспомнить слова Преподобного Серафима Саровского — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение












