В семнадцатом веке до Рождества Христова Египет гостеприимно принял двенадцать еврейских племен. В то время сын ветхозаветного патриарха Иакова, Иосиф, был соправителем фараона. Однако после смерти своего покровителя израильский народ оказался в невыносимых условиях. Египтяне стали использовать переселенцев на тяжелых работах и не позволяли покинуть страну. Трудности жизни иудеев усугублялись тем, что у них не было возможности совершать жертвоприношения Единому Богу. Четыреста лет плена привели к тому, что народ стал утрачивать религиозное и национальное самосознание.
Одним из тех немногих, кто твердо держался веры отцов, был пророк Моисей. Он прекрасно понимал, что необходимо срочно вывести евреев из Египта. Воспитанный при дворе фараона, Моисей неоднократно напрямую обращался к правителю, требуя свободы для своих соплеменников. Но гордый монарх не соглашался отпустить невольников даже после того, как по слову пророка на Египет обрушилась череда невероятных природных катаклизмов – так называемых египетских казней.
Одним из таких стихийных бедствий стала непроглядная тьма, опустившаяся на страну. Развеять ее не могли никакие светильники. Библейская книга Исход указывает, что не было видно абсолютно ничего, так что египтяне были вынуждены три дня сидеть, не понимаясь с места. В конце двадцатого века немецкий профессор Надин фон Блом из института физики атмосферы немецкого города Кюлунгсборн высказал мнение, что причиной этого явления стало извержение вулкана Санторин в Эгейском море.
Комментарий эксперта:
Во время извержения вулкана Санторин в атмосферу оказалось выброшено несколько миллионов тонн вулканического пепла. Часть этих выбросов образовала облако, которое атмосферные потоки направили в сторону Египта. Историки датируют это событие приблизительно тем же временем, что и Исход евреев из Египта.
При некоторых извержениях плотная концентрация вулканического пепла в облаке может вызвать темноту, подобную той, что бывает в закрытых помещениях. Именно такая тьма, например, накрыла в 1956 году камчатский поселок Ключи после извержения вулкана Безымянный. Вероятнее всего, тьма египетская также была обусловлена вулканическими выбросами в атмосферу.
С немецким коллегой не согласился американский профессор Джон Марр. Он настаивал на том, что солнечный свет в Египте застила сильнейшая песчаная буря, предпосылки для которой создала предыдущая казнь египетская – нашествие саранчи. Полчища прожорливых насекомых уничтожили все насаждения, которые обычно являются естественным препятствием для переноса песка. И разыгравшийся ураган поднял в воздух массу песка и пыли – так, что люди не могли в этой взвеси видеть друг друга даже на близком расстоянии.
Но в Библии ничего не сказано о сильном ветре, сопровождавшем темноту! Едва ли такая яркая деталь могла быть упущена пророком Моисеем – а именно он считается автором книги Исход. Ни одна из предложенных учеными версий не объясняет также, почему в то время, когда египтяне не могли одолеть тьму, дома евреев были освещены. Остается лишь признать, что механизм тьмы египетской так и остался загадкой.
А вот установленная учеными-культурологами связь между этим библейским событием и верованиями Египта кажется весьма убедительной. Известный английский египтолог Говард Харпер обратил внимание коллег на то, что главным языческим культом в Египте было поклонение богу солнца – идолу, носящему имя Ра.
Комментарий эксперта:
Солнцепоклонничество было чрезвычайно распространено в Египте. Кроме божества Ра, египтянами почитался Атон, изображаемый в виде солнечного диска. Земной монарх, фараон, также считался ипостасью бога солнца. Его неземное происхождение олицетворял солнечный круг с распростертыми крыльями. В египетской мифологии различались бог утреннего, восходящего светила - Хепри, и вечернего, заходящего – Атум. Также в этом списке выделялся Мневис – божество в виде черного быка с солнечным диском между рогами, его называли живым воплощением солнца.
Когда в Египте наступила трехдневная темнота, идолопоклонники были повергнуты в шок еще и тем, что ни одно из божеств солнечного пантеона не смогло дать своим почитателям хотя бы немного света.
Явилась ли тьма египетская последствием извержения вулкана, была ли вызвана песчаной бурей или иными причинами – ученые пока не смогли разобраться. Ясно одно – это испытание оказалось настолько страшным для фараона, считавшего себя ипостасью солнца, что он прогнал Моисея с глаз долой, пригрозив смертью, если тот еще раз осмелится появиться во дворце. Идолопоклонник увидел всемогущество Единого Бога, но несокрушимая гордыня мешала ему признать это открыто и честно.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема