В самом начале нашей эры в Иерусалиме в страшных муках умирал царь Ирод. Ноги перестали слушаться и отекли, кожа зудела, мышцы сводила судорога, а воспаление внутренних органов терзало угасающее тело невыносимой болью. Изнемогая от страданий, царь хотел заколоть себя мечом, но меч у него отобрали. Наследник не желал слухов об убийстве. Наконец, Ирод умер. Сын Архелай, не менее жестокий и порочный, чем отец, похоронил усопшего с великими почестями.
В наши дни многие археологи стремились найти место захоронения царя Ирода. А для израильского профессора Эуда Нецера поиски этой могилы стали делом всей жизни.
Описание похорон царя Ирода и указание на место захоронения мы находим у античного историка Иосифа Флавия, жившего в первом веке от Рождества Христова. Его сочинения представляют особую ценность, поскольку содержат упоминания многих библейских событий, таких, как смерть Иоанна Крестителя, распятие Иисуса Христа.
Вот как описывает Флавий похороны Ирода. На золотых носилках, украшенных драгоценными камнями, тело вынесли из дворца, следом шли родственники, телохранители, войско при полном вооружении и полтысячи рабов, воскурявших благовония. Жители прятались по домам, стараясь не показываться на глаза царской свите. В безжизненной руке когда-то грозного царя лежал скипетр, а на голове блестела диадема. Процессия направлялась в летнюю резиденцию царя, великолепный замок Иродион. Согласно Иосифу Флавию здесь и похоронили царя Ирода.
В течение тридцати пяти лет профессор Эуд Нецер с коллегами-археологами вел раскопки на большом холме в десяти километрах от Иерусалима – там, где некогда располагался Иродион. За это время было сделано множество интереснейших находок, благодаря которым ученые смогли воссоздать облик царской резиденции.
Иродион представлял собой рукотворный холм-крепость в виде вулкана с круглыми башнями наверху. Между ними на внутренней площади располагались роскошные здания дворца с большими залами, тайными тоннелями, бассейнами и даже с театром. Богатыми украшениями были отделаны не только внутренние помещения, но и наружные стены, и крыши. У подножия холма располагались дома царских детей и жён, помещения для приёма гостей и хозяйственных нужд. Нижний ярус построек соединялся с верхним широкой мраморной лестницей.
И все-таки, несмотря на богатейший материал, собранный археологами на месте раскопок, профессор Нецер был недоволен: саркофаг царя Ирода отыскать никак не удавалось, а значит главная цель его многолетних трудов так и не была достигнута. Наконец, в 2007 году ликующий профессор объявил, что мечта всей его жизни сбылась, могила Ирода найдена! Радость учёного омрачало лишь одно: саркофаг оказался пуст. Внутри не было ничего – ни костей, ни украшений, ни остатков одежд. Очевидно, смерть одного из самых зловещих персонажей древнего мира не стала концом его пути: кости покойника выбросили и осквернили, а богатые украшения разграбили. Пустое захоронение засыпали землёй, после чего забыли на две тысячи лет.
Саркофаг выставили на всеобщее обозрение в израильском музее, а имя настойчивого археолога еще долго не сходило со страниц мировой прессы. Крупнейшие университеты, в том числе и российские, наперебой приглашали учёного читать лекции. И это неудивительно: находка Эуда Нецера взбудоражила весь научный мир, став очередным подтверждением событий древней истории.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Восточной Церкви». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как решения Первого Вселенского Собора в 325-ом году повлияли на жизнь и развитие богословия Восточной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора;
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Алексей Гончаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был основатель и руководитель Группы компаний «СибГеоСтрой», меценат, хоккеист Алексей Гончаров.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о пережитом опыте клинической смерти, а также о том, как вера и спорт влияют на его отношение к работе.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова