В ветхозаветных пророчествах было предречено конкретное место рождения Мессии, Спасителя мира – Вифлеем иудейский. Из Евангелия мы знает, что так и произошло – именно в этом городе появился на свет Иисус Христос. Пророчество исполнилось вопреки естественному ходу событий – ведь проживала Богородица Мария со своим Обручником, старцем Иосифом, в Назарете, в ста шестидесяти километрах от Вифлеема. Евангелие повествует, что отправиться в путь накануне родов Божию Матерь заставил указ римского императора Августа о проведении переписи населения, как сказано в Библии, «по всей земле». Евреи вели свои родословные по коленам – то есть, по принадлежности к одному из двенадцати израильских родов, и каждому колену соответствовала определенная территория. А поскольку Мария и Иосиф происходили из рода царя Давида, то и принять участие в переписи они должны были в городе Давидовом – а именно, в Вифлееме.
Апостол Лука в Евангелии указывает, что перепись, в которой приняли участие Богородица и Иосиф Обручник, была «первая во время правления Квириния Сирией». Эту хронологическую подробность скептики долгое время ставили евангелисту в упрек, подвергая сомнению сам факт Рождения Христа в Вифлееме. Дело в том, что еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» упоминает, что Публий Сульпиций Квириний был назначен правителем Сирии - римской провинции, в которую вошла и Иудея, уже после смерти царя Ирода. В то время как Иисус, согласно Евангелию, родился во время царствования этого жестокого иудейского монарха. То есть, получается, что перепись населения во время правления Квириния происходила после Рождения Спасителя. Недоверчивые историки сделали из этого вывод, что в момент Рождества переписи не производилось, а, следовательно, у Богородицы не было причин отлучаться из Назарета в Вифлеем.
Противоречие попытался разрешить в 1910 году профессор Оксфордского и Кэмбриджского университетов, историк и археолог Уильям Рамсей.
Комментарий эксперта:
В качестве главного аргумента британский ученый предъявил оппонентам латинскую надпись на камне, обнаруженном на раскопках недалеко от Рима, в окрестностях города Тиволи - древнего Тибура. Из этой надписи явствовало, что Публий Сульпиций Квириний правил Сирией дважды.
Далее, продолжая свои исследования, Уильям Рамсей анализирует отрывок из произведения «Анналы» римского историка первого века Публия Корнилия Тацита. Летописец свидетельствует, что по смерти императора Августа его преемник Тиберий повелел предоставить все данные о том, какими силами обладало государство перед его вступлением на престол. Потребовав информацию, император уточнил, что ему нужны «сведения, которые Август переписал» - то есть, полученные в результате переписи населения. Но перепись, которую упоминает Иосиф Флавий, проводилась уже после смерти Августа. Значит, была еще одна?
Сопоставив эти данные, Уильям Рамзей сделал вывод, что перепись в Римской империи проводилась как в первое правление Квириния – при царе Ироде, в исторический момент Рождества Христова, так и в то время, когда упомянутый евангелистом римский чиновник был назначен правителем Сирии второй раз. Именно поэтому апостол Лука не просто упоминает перепись, но уточняет, что она была первой при Квиринии.
Еще одной точкой преткновения для критиков Библии стало утверждение апостола Луки, что перепись при Квиринии проходила «по всей земле». Разве такое возможно? «Вполне!», - ответил на этот вопрос почетный профессор шотландского Абердинского университета, историк-библеист Говард Маршалл.
Комментарий эксперта:
Для того, чтобы правильно понять смысл слов апостола Луки, нужно обратиться к первоисточнику, написанному на греческом языке. Говоря о том, что император повелел произвести перепись населения по всей земле, евангелист употребляет слово «ойкумена». Этот термин, произошедший от глагола «обитать», буквально означает населенный мир. В литературных памятниках на греческом языке, созданных в первые века, слово «ойкумена» часто использовалось для обозначения Римской империи, которая преувеличенно приравнивалась ко всему обитаемому миру. И апостол Лука просто воспользовался устоявшимся выражением, когда написал, что перепись населения проходила по всей ойкумене.
Из четырех евангелистов именно апостола Луку называют историком в самом строгом смысле этого слова. Его повествование – это летопись, написанная в полном соответствии с требованиями исторического жанра. И даже те детали этого рассказа, которые вызывали сомнения, в ходе научных исследований оказывались ценными подробностями, подчеркивающими значение Божественного промысла в истории человечества. Так, благодаря книге евангелиста Луки и археологическим изысканиям двадцатого века, мы знаем, что заносчивый римский император Август, повелев провести перепись населения «по всей ойкумене», стал орудием в руке Бога – исполнителем пророчества о Рождении Христа в Вифлееме.
Псалом 101. Богослужебные чтения

Чем вера в Бога отличается от неверия? И есть ли какие-то преимущества у верующего человека перед неверующим? Ответ на эти вопросы содержится в 101-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Псалом 101.
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питие моё растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом имеет необычный заголовок. Это «молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Го́сподом печаль свою». И содержание в целом соответствует этому названию. Автор ощущает свою беспомощность перед лицом времени. Как дым, исчезли дни юности и молодости. От былой силы в теле не осталось и следа. Его плоть истощилась. Кости стали хрупкие, сердце наполнено тревогой. Автора мучает бессонница. Ему мерещится призрак приближающейся смерти. Он ощущает, как жизнь постепенно покидает его. Он словно превращается в тень. Автор сравнивает себя с филином и пеликаном. Обе эти птицы считались нечистыми. И нередко в контексте Священного Писания они являются символом запустения. Это ощущение неизбежности надвигающегося конца усугубляется нападками со стороны людей. Враги строят ему козни. Всё, что автор может сделать в этой ситуации, — признать своё бессилие и оплакивать свою жизнь. О чём он прямо говорит словами: «Я ем пепел, как хлеб, и питьё моё растворяю слезами».
Согласитесь, картина безрадостная. Однако в псалме парадоксальным образом присутствует и другое настроение. Здесь плачь и сокрушение соседствуют с надеждой и даже радостью. Это напрямую связано с тем, что автор ожидает наступления того времени, когда придёт Мессия. Он воцарится на Сионе. Этим именем назывался один из холмов Иерусалима. Но в сознании евреев это не просто место на карте. Это ещё и символ средоточия духовных сил богоизбранного народа. Символ будущего царства мира и справедливости. И автор псалма, находясь в своей непростой ситуации, уже сейчас ощущает себя участником этого наступающего царства.
Таким резким контрастом псалмопевец обращает наше внимание на важную закономерность духовной жизни. Подлинная вера в Бога не гарантирует нам внешне спокойную и размеренную жизнь. Она не гарантирует улучшения материального благополучия, уважения со стороны окружающих людей, физического здоровья. Как и любой другой человек, человек верующий может тяжко заболеть, потерять родных и любимых, попасть под сокращение на работе, разориться. В конце концов, как и всякий другой человек, человек верующий телесно умирает. Однако подлинная жизнь по вере даёт нам совершенно особый взгляд на происходящее вокруг, при котором жизнь перестаёт быть плоской и одномерной, а трудности и проблемы перестают ощущаться глобальными и непреодолимыми. И для верующего человека в любой тоске и печали всегда найдётся довольно места для надежды и даже радости.
Псалом 101. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 101. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 101. На струнах Псалтири
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
«Буду у бабушки!»

Фото: Juan Pablo Serrano / Pexels
В магазине было тесно, душно и неспокойно. Дима давно стоял в очереди к кассе и не думал сдаваться. Сегодня он покупал подарки для самых дорогих гостей. Вечером его друзья пообещали зайти не одни, а со своими семьями.
Когда подошла его очередь, выяснилось, что после подсчёта игрушек и шоколадных наборов, Диме не хватает пару сотен рублей. Сначала он растерялся, но, как только принял решение отказаться от красивой подарочной бумаги, худощавая старушка из очереди, вдруг произнесла негромко: «Молодой человек, я доплачу». Он обернулся. Пепельные волосы, ясный взгляд, мягкий голос. Незнакомка уверенно протянула необходимые купюры: «Не экономьте на радости, пожалуйста. Вы же явно готовитесь к важной встрече». Сказано это было с такой доброжелательностью, что даже не вызвало в Диме чувства неловкости. Да, встреча действительно была важной. Лучших друзей у Димы было двое. Толика он знал ещё с детского сада. С Сашей они познакомились чуть позже, и втроём делили сначала школьные, а потом и университетские годы.
Вечером Толик с женой привезли домашний торт, Саша с Таней — фрукты. Когда за окном окончательно стемнело, Дима рассказал друзьям о встрече в магазине со старушкой. «Знаете, — произнёс он задумчиво в конце, — там, в очереди, я будто снова стал шестилетним мальчишкой. Счастливым, беспечным ребёнком, у которого опять есть бабушка. И для неё важны все его заботы. А ещё я понял, как преступно было видеться с ней так редко в последние её годы».
Толик и Саша молча кивнули. Вернувшись домой, они принялись за поиск билетов: Толик на поезд, Саша на самолёт. Изменили планы на следующие выходные. Вместо них написали в своих ежедневниках большими буквами, будто под копирку, всего три слова — буду у бабушки!
Текст Виктории Каушанской читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе