«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» – так сказано в Библии.
Слова о том, что всё тайное и сокровенное когда-нибудь обнаружится и станет явным, содержатся в трех из четырех Евангелий – Евангелии от Матфея, от Марка и от Луки.
В двенадцатой главе Евангелия от Луки Господь Иисус Христос предостерегает своих учеников от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие». То есть от всего показного и ложного, от того внешнего благонравия, которым позже не в свою пользу прославились фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме.
Господь предостерегает: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы».
Толкователи сходятся во мнении, что речь здесь идёт не только о будущем суде, на котором все грехи обнажатся и станут известными, но и о том, что в настоящей жизни многое из того, что скрывается рано или поздно обнаруживается. Причём, это касается как злых и недостойных деяний, так и добрых дел. Эта мысль находит подтверждение в Евангелии от Матфея.
Со словами «не бойтесь их», Спаситель призывает своих учеников не бояться клеветников, лжецов и злодеев, потому что настоящая добродетель не может быть скрыта или оболгана. Истина проявит себя, ибо «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Если вы Явите всякую добродетель, то люди не станут внимать словам клеветников, а будут смотреть на истину дел. Подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время всё сокровенное открывает. Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности».
История доказала истинность этих слов. Апостолы, которых Господь призывал не бояться клеветы, стали почитаемыми святыми, а те, кто выставлял их в дурном свете, преследовал и казнил – остаются в сознании поколений несправедливыми и жестокими гонителями.
Сегодня фразеологизм «тайное становится явным» употребляется чаще всего в прямом смысле – на это указывают современные словари.
Выражение легко вошло в оборот, став простой житейской истиной, которая чаще всего подтверждается личным опытом.
Все неправдивое и искусственное – обнаружится, всё, что скрывалось – откроется. Потому что «не бывает ничего потаённого, что не вышло бы наружу». Так говорится в Первоисточнике.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема