С раннего утра у серого здания Томской городской тюрьмы толпился народ. Кто-то шёл сюда узнать об участи своих близких, кто-то нёс родным, попавшим в заключение, продуктовые передачи. Начался тысяча девятьсот двадцатый год – год «красного террора» с его массовыми арестами по сфабрикованным обвинениям в антисоветской деятельности. Тюрьмы страны не вмещали всех осуждённых, а попасть под чудовищный в своей жестокости молот мог любой, абсолютно ни в чём не повинный человек. Особенно, если он был верующим…
В хвост длинной очереди у окошка для передач встала хрупкая девушка в косынке, аккуратно повязанной на пышные тёмные волосы. Приём шёл медленно – казалось, за три с половиной часа очередь не продвинулась ни на сантиметр. Но вот, наконец, подошёл черёд девушки в платке. Она протянула в окошко большой мешок с хлебом, крупой, маслом, кое-какой одеждой.
- Кому передача? – строго и резко спросили из окошка.
- Разделите между теми, кто передач от родственников не получает, - попросила девушка. – И вот ещё… - она достала из кармана несколько денежных купюр. – Это тоже включите в передачу.
- Ваша фамилия! – ещё строже прозвучало из-за мутного стекла.
- ГрИмблит, - ответила девушка. – Татьяна Николаевна Гримблит.
Таня Гримблит родилась в небогатой, но очень дружной, благочестивой семье. Символично, что день её рождения – четырнадцатое декабря – совпал с памятью святого Филарета Милостивого, который был известен своим состраданием и помощью обездоленным. Родители Татьяны были простыми служащими, а дед – священником Русской Православной Церкви. Глубоко верующей, воспитанной на евангельских идеалах, выросла и Таня.
Поэтому, даже после революции семнадцатого года, когда Церковь подверглась гонениям, а священнослужителей и верующих новая власть поставила в положение изгоев общества, Татьяна от веры не отступила.
Ей было восемнадцать, когда в тысяча девятьсот двадцать третьем году она устроилась воспитательницей в томскую детскую колонию. Дети Татьяну сразу же искренне полюбили, а вот коллеги, напротив, отнеслись к слишком «добренькой», на их взгляд, воспитательнице, с подозрением. А когда случайно узнали, что всю свою зарплату Гримблит тратит на передачи для ссыльных и заключённых, и вовсе опешили.
- Танька, тебе что, больше делать нечего?! Пошла бы лучше, платье себе красивое купила – а то ходишь в каком-то старье, - язвительно укоряли её коллеги.
Но Татьяна предпочитала одеваться скромно, а зарплату продолжала жертвовать нуждающимся. Когда в лютый мороз она отправилась в соседний Иркутск, чтобы передать деньги и продукты находящимся там в пересыльной тюрьме священнослужителям, её арестовали.
Это был первый арест в жизни Татьяны Николаевны Гримблит. Потом их будет ещё четыре, и все – по обвинениям в антисоветской деятельности и церковной пропаганде. Но ссылки и лагеря не сломили христианского духа милосердия этой женщины. После каждого своего освобождения она возобновляла помощь заключённым.
Вот слова самой Татьяны Гримблит, зафиксированные в протоколе допроса во время её очередного ареста:
«С тысяча девятьсот двадцатого года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству, и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской и Томской тюрьме и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Я оказывала помощь священникам и мирянам; вообще заключенным, не уточняя причин их заключения».
Шестнадцать лет продолжалось самоотверженное служение Татьяны Гримблит обездоленным, попавшим в беду и безвинно страдавшим людям. В тысяча девятьсот тридцать седьмом году, во время последнего – пятого – ареста, её приговорили к расстрелу. Однако общая могила на Бутовском полигоне не смогла скрыть благодарную память о той, которую в страшные годы гонений на веру называли «новым Филаретом Милостивым». В две тысячи втором году Татьяна Гримблит была прославлена Церковью в числе святых новомучеников и исповедников Российских.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.