
Бывает так, что даже из очень сложной ситуации, из беды, удаётся вынести светлое знание. Знание, которое пригодится потом на всю жизнь.
Именно такое случилось со мной, когда я переболела тяжелым вирусным заболеванием. Выкарабкалась, думала, всё позади... Ан нет. Пошло осложнение — навалилась тяжёлая депрессия. Как выяснилось, вирусы провоцируют такие вот проблемы. Но представьте, именно депрессия дала мне новое светлое знание, такое чудесное, что хочу и с вами поделиться.
Когда депрессия накрыла меня во всю свою силу, я совершенно перестала чувствовать мир. Всё было словно за мутным-мутным стеклом: вижу траву, солнце, но не чувствую, слышу птиц — да всё равно мне, запахи, и те далеко-далеко где-то, не замечаю я их, вроде.
Физически я всё воспринимала, а чувствовать — не чувствовала. Пыталась объяснить друзьям:
— Понимаете, не радуюсь ни звукам, ни запахам...
— А что, раньше ты понюхала цветок и прямо развеселилась? Услышала птицу и рассмеялась?
— Да нет, но как-то иначе было. Оно отзывалось во мне. А теперь —нет...
Не получалось у меня объяснить, что я потеряла. Но сама точно знала — я потеряла радость. И не уныние то было, нет. Умом я понимала, что всё хорошо, даже показывала самой себе красоту: «Смотри, радуйся!»
Видеть-то я видела... Но это мутное стекло всё равно заслоняло от меня мир.
И вот когда я пошла к врачу за помощью — тут-то всё и разъяснилось. Тут я и получила своё светлое знание.
Врач рассказал мне: когда человек болеет депрессией, у него не вырабатываются определённые вещества, порождающие чувство радости.
— А у здорового они как образуются? — спросила я.
— Здоровый человек в том числе и химически реагирует на мир, — объяснил врач. — Например, видит яркую траву — мозг в ответ на это вырабатывает те самые вещества «радости», чувствует запах цветка — опять ответ мозга.
— И так постоянно?
— Конечно. Всё, прикосновения, звуки, цвет, вкус, запах — всё посылает нам сигнал к радости. И мы часто осознанно любуемся миром, но...
— Но мы же об этом не думаем каждое мгновение, верно?
— Да, в основном, это происходит как бы само собой. Мозг моментально реагирует, без нашего размышления об этом. Так устроен мир и человек.
И вот тут я поняла, что узнала невероятное!
И пускай у меня сейчас депрессия — это пройдёт, вылечусь. Но в обычной-то жизни — какие чудеса, оказывается, творятся! Только представьте, как Бог обустроил нашу жизнь! Я выхожу из дома, серьёзная, может, даже расстроенная, иду, думая о своём. А тут — душистый куст сирени. Я и внимания не обратила, а мозг получил сигнал к радости. А дальше — яркая куртка на прохожем — опять сигнал! Ветер свежий дунул — снова сигнал! Я-то не замечаю, а это всё вливается в меня радостью, как бы само собой! Запах хлеба, светлое облако, смешной щенок, звонки трамваев, солнечное тепло, — это сколько же всего вокруг приготовлено, чтобы нам помочь. Оно ведь так специально устроено Богом.
Поймите, Он, оказывается, повсюду разложил для нас радостные подарки. Такую вот секретную помощь, чтобы нам было светло в жизни. Но главное — он в нас самих создал пункт получения этих подарков. И это получение происходит даже тогда, когда мы заняты совершенно другим. Выходит, Бог как бы сказал:
— Ты трудись, делай свои дела, не отвлекайся. А подарок радости я тебе доставлю.
И какие бы трудности нас не одолевали — механизм этот работает, даже без нашего контроля!
Тут можно возразить:
— Но мы же не роботы. От нас-то зависит радость. Бог нас к ней и призывает в Библии.
Конечно, конечно зависит! Ведь можно самому, без всякой депрессии, остановить этот чудный механизм. Если впасть в уныние, если удариться в злобу, в зависть — ох, как застопорится вся радость... И никакие лекарства не смогут помочь, если я сама не буду стремиться в Божий Радостный Мир.
Но если стараться жить светло, если по Божьи стараться — тогда подарки будут, обязательно.
Вы спросите: «А как же болезнь, как же депрессия?» Ну да, конечно, у меня этот механизм повредился. Так видно и тут есть Божий промысел. У меня же теперь именно благодаря болезни есть моё светлое знание — Бог каждый наш шаг окружил сюрпризами, да ещё в нас самих устроил пункты их получения! И уж если Он такую сложную, невероятную систему для нас организовал — уж с депрессией Он управит, я не сомневаюсь.
Вот так и случилось, что, потеряв радость, я её, выходит, обнаружила. Узнала, что приготовлена она нам везде-везде, во всём-во всём. Вот чудо-то какое! И кажется, ту мою депрессию вылечило именно это светлое знание. Знание о тайнах радости.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
18 октября. Об истории разрушения и восстановления храма Гроба Господня в Иерусалиме

Сегодня 18 октября. В этот день в 1009 году халифом Хакимом был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Об истории разрушения и восстановления этого храма — протоиерей Владимир Быстрый.
Для всего христианского мира храм Гроба Господня в Иерусалиме — это величайшая святыня, место распятия и воскресения Христова. Однако в начале XI века он пережил страшное испытание. В 1009 году по приказу Фатимидского халифа, правителя, известного своей жестокостью и религиозной нетерпимостью, храм был подвергнут тотальному разрушению. Были снесены основные постройки, включая базилику, повреждена сама гробница Христова. Полностью уничтожить скальную гробницу не удалось, но масштабы разрушений были ужасающими.
Это событие стало шоком для всех христиан и в Византии, и в Европе. Известие о поругании главной святыни вызвало волну скорби и гнева. Византия начала долгие дипломатические переговоры, и храм был частично восстановлен при императоре Константине Мономахе.
Историческое значение этой трагедии огромно. Она стала одним из ключевых факторов, сопровождавших крестовые походы. В проповедях того времени разрушение храма преподносили как прямое доказательство необходимости освобождения Святой земли. Сегодня храм Гроба Господня, стоящий на том же самом месте, напоминает нам не только о евангельских событиях, но и о хрупкости мира. Его история учит ценить святыни и важность диалога межрелигиозного, чтобы ошибки прошлого никогда не повторялись.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».