Сколько бы ни обзывали в прежние времена монархический строй «тиранией самодержавия», а правящая династия всегда старалась привести всё наше общество в целом к внутреннему миру и согласию. Такую же позицию занимала она в 18-19-ом веках и в отношении старообрядцев. В частности, активно поддерживая идею «единоверия».
Возникло это направление в старообрядчестве в конце 18 века. Его сторонники сохраняли древние богослужебные традиции и древнерусский бытовой уклад жизни, но при этом, признавали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Документы 1859 года говорят о том, что из 723 раскольников обоего пола Симбирской губернии, непосредственно в Сызрани проживало 477 человек. Абсолютно логично, что годом ранее зашла речь о строительстве здесь единоверческой церкви. Как следует из рапорта, поступившего в 1858 году на имя председателя Департамента Уделов – Муравьёва, Никольскую единоверческую церковь предполагалось построить для ослабления раскола. Средства на её сооружение собирались очень тяжело, поэтому в основном она была возведена «стараниями» городского головы, купца Семёна Шамбарова. Остальное пожертвовали удельные крестьяне. Строительство разрешили Указом Святейшего Синода от 30 июня 1858 года, а уже 4 декабря 1859-го деревянная единоверческая Никольская церковь была освящена. Расположена она в центральной части города, недалеко от крепости-кремля, в соседнем с Казанским собором квартале. Также как и собор, единоверческий храм стоит в восточном углу квартала, зафиксировав место пересечение улицы и переулка.
За два года до этого, по епархиям и в губернские строительные комиссии был разослан «Атлас планов и фасадов деревянных приходских церквей». Скорее всего, проектирование осуществлялось с опорой на один из этих проектов.
Через 47 лет, в 1906 году, в Сызрани произошел пожар, который помнят до сих пор. От единоверческой церкви не осталось и следа. Но ровно на этом же месте в 1913 году поставили дошедший до нашего времени каменный храм с таким же названием.
И вот тут уже можно сказать, что «неисповедимы пути архитектуры». Дело в том, что Никольская церковь образца 1913 года является редчайшим примером использования в местном культовом строительстве форм допетровской архитектуры. В качестве образцов для стилизации в данном случае были выбраны храмы средневековья, восходящие, аж, к византийской традиции. Монолитный характер и повышенные пропорции главного объёма постройки, плоские фасады, наличие крупной гранёной апсиды и высокие арочные окна. Среди других образцов архитектуры Сызрани – чудеса, да и только.
Я абсолютно уверен, что, будучи в Сызрани, вы обязательно посетите Казанский кафедральный собор. Тогда уж не забудьте и про мой сегодняшний рассказ и поинтересуйтесь Никольской старообрядческой церковью. Это совсем рядом, в соседнем квартале, переулок Достоевского, дом 9.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия