Нынче очень часто застройка в городах происходит по принципу «я купил землю и построю, что хочу». Никто не думает ни об архитектурной композиции района, ни о том, какие чувства у горожан будет вызывать его постройка… Когда-то в Сызрани об этом задумывались очень серьёзно…
Храм Ильи Пророка располагается севернее крепости-кремля, на противоположном берегу реки Крымзы. Он являлся композиционным центром, на который ориентировалась застройка Крымзенской слободы, а также вершиной воображаемого равнобедренного треугольника, образованного самим храмом, Успенской церковью и Христорождественским собором. Это позволяло визуально соединить две части города, разъединенные рекой. Стоящий на правобережье Крымзы храм и сегодня хорошо виден из центра.
Сложно сказать, когда был построен первая деревянная Ильинская церковь с приделом Николая Чудотворца. Точно известно, что местные купцы в 1776 году обратились к отцу Вениамину, архиепискому Казанскому с просьбой о позволении устроить каменный храм вместо деревянного, уже обветшавшего от времени.
В 1778 году 18 июля, по благословению преосвященного Амвросия Подобедова, разрешено было освятить холодный Храм во имя пророка Ильи. Иконостас сделан резной, весь золоченный густым золотом, царския двери резныя. Иконы все писаны священником Алексеем Афиногеновым. В святом алтаре пол был каменный, из нетесаного мелкого камня. Колокольня –четырехъярусная.
Через четыре года был составлен первый регулярный план строительства города. При формировании системы пересекающихся улиц и переулков были учтены не только особенности рельефа, но и месторасположение церквей. Они являлись в какой-то степени композиционными центрами. Так как Ильинская церковь находилась ближе всего к крепости-кремлю, при составлении плана рядом с этим храмом спроектировали Ильинскую ныне Интернациональную улицу. Она стала главной магистралью закрымзенской, второй по размерам, части города.
При опустошительном пожаре в 1906 году церковь обгорела, но потом была восстановлена и заодно расширена. Необходимость такая назрела давно. До пожара в Ильинском приходе уже числилось 680 дворов, где проживало 2720 мужчин и 2794 женщины. Это был тогда в Сызрани самый большой приход. Работы эти были закончены к 15 июня 1913 года. А через три месяца в храме устроили водяное отопление. Предполагалось установить даже электрическую вентиляцию… Однако этой и многим другим задумкам прихожан не суждено было сбыться.
Далее, к сожалению, как обычно – советская власть и аренда храма заводом «Сызраньсельмаш».
Времена сейчас другие и очень хочется, чтобы вся архитектурная композиция из трех храмов в Сызрани была воссоздана в самом полном смысле. Успенская церковь и Ильинский храм действуют. Дело осталось только за Христорождественским собором.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема












