Нынче очень часто застройка в городах происходит по принципу «я купил землю и построю, что хочу». Никто не думает ни об архитектурной композиции района, ни о том, какие чувства у горожан будет вызывать его постройка… Когда-то в Сызрани об этом задумывались очень серьёзно…
Храм Ильи Пророка располагается севернее крепости-кремля, на противоположном берегу реки Крымзы. Он являлся композиционным центром, на который ориентировалась застройка Крымзенской слободы, а также вершиной воображаемого равнобедренного треугольника, образованного самим храмом, Успенской церковью и Христорождественским собором. Это позволяло визуально соединить две части города, разъединенные рекой. Стоящий на правобережье Крымзы храм и сегодня хорошо виден из центра.
Сложно сказать, когда был построен первая деревянная Ильинская церковь с приделом Николая Чудотворца. Точно известно, что местные купцы в 1776 году обратились к отцу Вениамину, архиепискому Казанскому с просьбой о позволении устроить каменный храм вместо деревянного, уже обветшавшего от времени.
В 1778 году 18 июля, по благословению преосвященного Амвросия Подобедова, разрешено было освятить холодный Храм во имя пророка Ильи. Иконостас сделан резной, весь золоченный густым золотом, царския двери резныя. Иконы все писаны священником Алексеем Афиногеновым. В святом алтаре пол был каменный, из нетесаного мелкого камня. Колокольня –четырехъярусная.
Через четыре года был составлен первый регулярный план строительства города. При формировании системы пересекающихся улиц и переулков были учтены не только особенности рельефа, но и месторасположение церквей. Они являлись в какой-то степени композиционными центрами. Так как Ильинская церковь находилась ближе всего к крепости-кремлю, при составлении плана рядом с этим храмом спроектировали Ильинскую ныне Интернациональную улицу. Она стала главной магистралью закрымзенской, второй по размерам, части города.
При опустошительном пожаре в 1906 году церковь обгорела, но потом была восстановлена и заодно расширена. Необходимость такая назрела давно. До пожара в Ильинском приходе уже числилось 680 дворов, где проживало 2720 мужчин и 2794 женщины. Это был тогда в Сызрани самый большой приход. Работы эти были закончены к 15 июня 1913 года. А через три месяца в храме устроили водяное отопление. Предполагалось установить даже электрическую вентиляцию… Однако этой и многим другим задумкам прихожан не суждено было сбыться.
Далее, к сожалению, как обычно – советская власть и аренда храма заводом «Сызраньсельмаш».
Времена сейчас другие и очень хочется, чтобы вся архитектурная композиция из трех храмов в Сызрани была воссоздана в самом полном смысле. Успенская церковь и Ильинский храм действуют. Дело осталось только за Христорождественским собором.
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема