Святыми не рождаются, святыми становятся. Эта нехитрая истина часто ускользает от стороннего взгляда. Открывая житие любого подвижника, как будто наперед знаешь, что перед тобой история человека, рожденного для святости. Жизнь его сразу предстает предсказуемо-линейной — как если бы иначе с ним и быть не могло. Особенно остро это ощущается в монахах-молитвенниках: ушли в монастырь — много молились — стали святыми. Схема, отработанная веками.
С древними святыми тут и вправду сложно: сведений о них немного, а те, что есть, — по определению связаны с монастырями да молитвами. На этом фоне удивительно пронзительными выглядят истории святых монахов из недавнего прошлого: это наш же позавчерашний день, сквозь повествование виден понятный нам человек, который проходит через понятные нам испытания. И в образе подвижника, обреченного на святость, проступает подвижник, который святость в борьбе заслужил. Ярчайший пример — преподобный Силуан Афонский.
Религиозное чувство оживилось в нем во время военной службы. Однажды Семен ужинал в трактире вместе с сослуживцами. Вокруг шум, музыка, танцы, на столе водка, а Семен вдруг сказал друзьям: «Вот мы сидим в трактире, а на Афоне сейчас — Всенощное бдение. Так кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?» Так было принято твердое решение поступить послушником в русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне.
Тут вполне ожидаемой стала бы развязка: дескать, с тех пор будущий старец Силуан пришел в благостное состояние, тихо молился, усердно постился — и в итоге стал святым. Но в реальности все было не так. То, что в христианской традиции принято называть искушениями, — в монастыре только усилилось. Так часто бывает. Тот, кто верит в Бога, не может не верить в бесов. И знает, что чем больше к Богу устремляешься, тем больше бесы активизируются, а искушения — возрастают.
Брат Симеон был послушником исполнительным и терпеливым. Его любили. И очень легко оказалось обмануться, подумав: «Я живу уже почти свято». Первый же такой помысел открыл двери души тщеславию. Брат Симеон — как христианин, привыкший внимательно следить не только за поступками, но и за мыслями — тщеславие за собой заметил, но сделать с ним долгое время ничего не мог. На душе было тяжело, чувство искреннего покаяния никак не приходило, подступало отчаяние. В какой-то момент брат Симеон не выдержал и возопил: «Господи, неужели Ты неумолим?!» — и в этот момент ощутил полную богооставленность. Но в тот же вечер, по преданию, ему явился живой Христос.
Это не нужно воспринимать как метафору. Речь не о галлюцинациях и не о видениях. В этом даже нет ничего мистического. Это совершенно реальная встреча – чувствуешь и знаешь, что Христос в эту самую секунду подлинно рядом с тобой в комнате. Такую встречу переживали многие — в той или иной форме. Священники наставляют запоминать этот опыт — как манок на всю оставшуюся жизнь. Другое дело, что опыт преподобного Силуана Афонского, вероятно, был такой силы и такой глубины, что нам, простым мирянам, он вряд ли доступен.
Это длилось, должно быть, несколько секунд. Но хватило, чтобы для брата Симеона началась новая жизнь. Если еще недавно он переживал состояние богооставленности, то теперь — после встречи со Христом — состояние полноты бытия. Это было счастьем. И с этой минуты вся его жизнь, всего его поступки, все его чаяния были связаны только с одним — с тем, чтобы этот состояние сохранить. Так молодой послушник Симеон стал молодым монахом Силуаном.
А сегодня мы знаем преподобного Силуана Афонского — великого старца, чьими духовными наставлениями зачитывается весь православный мир. Но для этого нужно было пройти этапы религиозной пылкости и охлаждения, периоды искушений и открытий, состояния отчаяния и богообщения. Святыми не рождаются, святыми становятся.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







