Святыми не рождаются, святыми становятся. Эта нехитрая истина часто ускользает от стороннего взгляда. Открывая житие любого подвижника, как будто наперед знаешь, что перед тобой история человека, рожденного для святости. Жизнь его сразу предстает предсказуемо-линейной — как если бы иначе с ним и быть не могло. Особенно остро это ощущается в монахах-молитвенниках: ушли в монастырь — много молились — стали святыми. Схема, отработанная веками.
С древними святыми тут и вправду сложно: сведений о них немного, а те, что есть, — по определению связаны с монастырями да молитвами. На этом фоне удивительно пронзительными выглядят истории святых монахов из недавнего прошлого: это наш же позавчерашний день, сквозь повествование виден понятный нам человек, который проходит через понятные нам испытания. И в образе подвижника, обреченного на святость, проступает подвижник, который святость в борьбе заслужил. Ярчайший пример — преподобный Силуан Афонский.
Религиозное чувство оживилось в нем во время военной службы. Однажды Семен ужинал в трактире вместе с сослуживцами. Вокруг шум, музыка, танцы, на столе водка, а Семен вдруг сказал друзьям: «Вот мы сидим в трактире, а на Афоне сейчас — Всенощное бдение. Так кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?» Так было принято твердое решение поступить послушником в русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне.
Тут вполне ожидаемой стала бы развязка: дескать, с тех пор будущий старец Силуан пришел в благостное состояние, тихо молился, усердно постился — и в итоге стал святым. Но в реальности все было не так. То, что в христианской традиции принято называть искушениями, — в монастыре только усилилось. Так часто бывает. Тот, кто верит в Бога, не может не верить в бесов. И знает, что чем больше к Богу устремляешься, тем больше бесы активизируются, а искушения — возрастают.
Брат Симеон был послушником исполнительным и терпеливым. Его любили. И очень легко оказалось обмануться, подумав: «Я живу уже почти свято». Первый же такой помысел открыл двери души тщеславию. Брат Симеон — как христианин, привыкший внимательно следить не только за поступками, но и за мыслями — тщеславие за собой заметил, но сделать с ним долгое время ничего не мог. На душе было тяжело, чувство искреннего покаяния никак не приходило, подступало отчаяние. В какой-то момент брат Симеон не выдержал и возопил: «Господи, неужели Ты неумолим?!» — и в этот момент ощутил полную богооставленность. Но в тот же вечер, по преданию, ему явился живой Христос.
Это не нужно воспринимать как метафору. Речь не о галлюцинациях и не о видениях. В этом даже нет ничего мистического. Это совершенно реальная встреча – чувствуешь и знаешь, что Христос в эту самую секунду подлинно рядом с тобой в комнате. Такую встречу переживали многие — в той или иной форме. Священники наставляют запоминать этот опыт — как манок на всю оставшуюся жизнь. Другое дело, что опыт преподобного Силуана Афонского, вероятно, был такой силы и такой глубины, что нам, простым мирянам, он вряд ли доступен.
Это длилось, должно быть, несколько секунд. Но хватило, чтобы для брата Симеона началась новая жизнь. Если еще недавно он переживал состояние богооставленности, то теперь — после встречи со Христом — состояние полноты бытия. Это было счастьем. И с этой минуты вся его жизнь, всего его поступки, все его чаяния были связаны только с одним — с тем, чтобы этот состояние сохранить. Так молодой послушник Симеон стал молодым монахом Силуаном.
А сегодня мы знаем преподобного Силуана Афонского — великого старца, чьими духовными наставлениями зачитывается весь православный мир. Но для этого нужно было пройти этапы религиозной пылкости и охлаждения, периоды искушений и открытий, состояния отчаяния и богообщения. Святыми не рождаются, святыми становятся.
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе