
Фото: Piqsels
Неповторимым и разным бывает путь к святости. Монахи-пустынники, воины-князья, благочестивые супружеские пары…
Сегодня мы говорим о святых благоверных князьях Петре и Февронии и повести Алексея Ремизова «Пётр и Феврония».
Удивительная история жизни и любви княжеской четы – Петра и Февронии Муромских – дошла до наших дней из преданий Муромской земли и повести русского писателя 16 века Ермолая Прегрешного.
В середине 20 века пересказать на свой лад древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии» взялся живший в Париже Алексей Михайлович Ремизов.
Главными героями повести Алексея Ремизова являются реальные исторические лица: Петр и Феврония, которые княжили в Муроме в начале 13 века. К житию муромских князей прибавлены два сюжета из народного фольклора – волшебная сказка об огненном змии и сказание о мудрой деве, загадывающей загадки.
По всей Руси искали и никак не могли найти лекаря, который исцелил бы Петра, младшего брата муромского князя Павла.
Однажды княжеский слуга (в повести Ремизова его зовут Гридя) встретил в селе ЛАсково под Рязанью мудрую, имевшую от Бога дар прозорливости и исцелений, девушку Февронию. Девушка пообещала вылечить Петра и сказала…
А.М. Ремизов:
— Да ты приведи князя твоего сюда. Если будет кроток и со смирением в ответах, будет здоров. Передай это князю.
И как говорила она, в её словах была такая кротость...
Пётр велел везти себя в Ласково.
Феврония пообещала вылечить Петра, только с условием – он должен на ней жениться. Петр выздоровел, но выполнять свое обещание не торопился.
А.М. Ремизов:
«Покидая Ласково, Петр послал Февронье подарок-благодарность: золото и жемчуг. Она не приняла. Молча рукой отстранила она от себя драгоценности, а на губах ее была печаль: «несчастный!».
… В Муроме Петр снова заболел, и когда Феврония опять его вылечила, привез ее в город как законную жену.
Косо смотрели муромские бояре на Феворнию – она ведь была не знатного рода.
А когда после смерти старшего брата Петр стал Муромским князем, то и вовсе взъелись на «безродную» княгиню.
Тогда Петр и Феврония вместе покинули Муром.
А.М. Ремизов:
Ночь решили провести на берегу.
И раздумался Петр: хорошо ли он сделал — покинул родной город? И из-за чего? И с упреком посмотрел на Февронию.
— Не ропщи, сказала Феврония, она без слов поняла, будем жить лучше прежнего, ты увидишь.
Петр не мог не поверить — в голосе Февронии была ясность.
Наутро бояре опомнились и упросили Петра и Февронию вернуться в Муром.
Время их княжения запомнилось как счастливое для Муромской земли — это было накануне вторжения на Русь Батыя, начала монголо-татарского ига.
До глубокой старости в любви и согласии прожили Петр и Феврония. В Древней Руси у князей существовала благочестивая традиция перед смертью принимать монашеский постриг. Пришло время расстаться и Петру с Февронией: князь удалился в мужской монастырь, княгиня – в женский.
А.М. Ремизов:
«Петр постригся в монахи, приняв имя Давид, и оканчивал дни в городском Богоявленском монастыре. Феврония под именем Ефросиния за городом у Воздвиженья...
Расставаясь, Феврония сказала: смерть придет за тобой и за мной в один час».
Петр и Феврония молили Бога, чтобы им умереть в один день. Они завещали похоронить их в одном гробу, и заранее приготовили для себя общую каменную гробницу с тонкой перегородкой. По преданию благочестивые супруги скончались в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела сначала положили в разных обителях, но на следующий день они все равно оказались вместе.
А.М. Ремизов:
И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии… колокол разносил весть из Кремля по русской земле о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой.
День памяти святых Петра и Февронии Муромских - 8 июля - теперь в России отмечается как День семьи, любви и верности.
«Повесть о Петре и Февронии» Ремизов писал в Париже в последние годы жизни. Русский писатель-эмигрант был стар, болен, одинок, и хотел успеть сказать о самом главном – о великой любви и верности до гроба.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер