Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские были прославлены Церковью не только за бескорыстное служение ближним, но и за верность друг другу. Братьев объединяли общее дело, общая молитва и неоскудевающая любовь.
Они родились в Асии, провинции Римской империи на западе нынешней Турции. Имени их отца история не сохранила, известно только, что он оставался язычником и ушёл из жизни очень рано. Косма и Дамиан остались на попечении матери, ревностной христианки Феодотии. О ней говорили, что Феодотия надеется только на Бога и жизнь свою посвящает тому, чтобы угодить Господу.
И своих детей Феодотия наставляла в христианской вере. Благодаря матери Косма и Дамиан духовно укреплялись, научились молиться, полюбили церковное богослужение. Со временем Феодотия отдала их на воспитание учителю-христианину. Под его руководством братья изучали Священное Писание и светские науки, среди которых Косме и Дамиану более всего по сердцу оказалась медицина. Они очень хотели помогать людям, желали хотя бы на время избавить их от страданий.
Благочестие братьев и их медицинский талант быстро сделали их известными сначала в своей провинции, а затем и на всём Ближнем Востоке. Они обходили город за городом, селение за селением и в каждом находили слепых, хромых и расслабленных. Братья лечили телесные недуги, не только с помощью лекарств, но и прибегая к силе молитвы. Косма и Дамиан помогали больным, невзирая на их пол, возраст и социальное положение. Они лечили даже домашних животных, потому что знали: очень часто от коровы или лошади зависит жизнь и здоровье их хозяев.
Братья всё делали вместе: вместе молились, вместе читали Писание, вместе посещали больных. Косму и Дамиана называли врачами-бессребрениками. В самом начале своего служения они договорились, что не будут брать никакой награды за труды, следуя словам Иисуса Христа: «даром получили, даром давайте».
Только однажды им пришлось отступить от этого правила. Богатая вдова по имени Палладия, которая многие годы мучилась от какой-то болезни, и которой не помогал ни один врач, обратилась за помощью к Косме и Дамиану. Они посетили вдову, и очень скоро Палладия выздоровела. В благодарность за исцеление она была готова отдать братьям своё имение или осыпать их золотом. Косма и Дамиан отказывались. Тогда Палладия тайно пришла к Дамиану и уговорила принять от неё скромный подарок. Узнав об этом, Косма огорчился и затаил на брата обиду. Он даже составил завещание, в котором просил после кончины не погребать его вместе с Дамианом. В ссору братьев вмешался сам Господь. Он явился Косме во сне и сказал ему: «Для чего ты скорбишь из-за ничтожного подарка? Ведь Дамиан взял его не из-за алчности, а потому что Палладия умоляла его, призывая Меня в свидетели».
Братья помирились. Они закончили жизнь почти одновременно в селении Фереман, что в нынешней восточной Турции. Жители этого селения положили тела святых в одну гробницу. В шестнадцатом веке, когда Фереман захватили турки-османы, мощи Космы и Дамиана были перенесены в армянский город Амид. У могилы братьев происходит много чудес: люди, которые с верой обращаются к Богу и просят исцеления, получают его благодаря заступничеству Космы и Дамиана. И после кончины сыновья Феодотии не разлучаются. Братская любовь навеки соединила их во Христе.
́
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер