Как это важно – записать и передать впечатления о незабываемой встрече! Особенно, если знаешь, что тебе даровано общение с человеком святой жизни.
Сегодня мы говорим о святом праведном Иоанне Кронштадтском и книге Сергея Животовского «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
Летом 1903 года петербургскому художнику Сергею Васильевичу Животовскому довелось сопровождать отца Иоанна Кронштадтского в его ежегодной поездке на Север, в родное село Сура Архангельской губернии. Об этом путешествии господин Животовский писал путевые очерки для газеты «Петербургский листок», сопровождая их своими рисунками и фотографиями. Как он пишет, вся поездка была сплошным триумфальным шествием отца Иоанна.
25 мая 1903 года, в день Святой Троицы, огромная толпа народа собралась на Английской набережной в Петербурге, чтобы проводить пароход, увозивший отца Иоанна Кронштадтского на север.
Животовский:
Трудно было отчалить от берега, так как провожающие со слезами на глазах, ухватившись за борт парохода, долго не хотели его отпускать. Когда же, наконец, пароход отделился от берега, из толпы раздался громкий голос:
– Батюшка, родной! Я бедный чиновник, четыре раза добивался увидеть вас, и все напрасно! Помогите, ради Бога! В семье у меня горе!
Батюшка попросил капитана, чтобы тот вновь причалил пароход к пристани, священник побеседовал с нуждающимся и передал ему пакет с деньгами…
К началу XX века популярность настоятеля Андреевского собора в Кронштадте протоиерея Иоанна Сергиева, или как звали его в народе — батюшки Иоанна Кронштадтского - достигла широких масштабов. Верующие почитали его как подвижника, неверующие были впечатлены благотворительной деятельностью отца Иоанна.
Во время ежегодного летнего путешествия батюшки Иоанна в родное село Суру по всем берегам Ново-Мариинского канала пароход встречали жители окрестных сел с иконами и хоругвями.
Животовский:
В каждом шлюзе происходила трогательная сцена встречи батюшки с моментально собравшимся народом.
«Солнышко ты наше красное! Голубчик ты ненаглядный! Помолись ты за нас грешных!» - слышалось из толпы.
Всем хотелось пожаловаться на свои невзгоды и получить утешение.
Глядя на неутомимого, по-юношески бодрого отца Иоанна, никому из его спутников и в голову не приходило жаловаться на усталость.
Когда пароход прибыл в Суру, батюшка ни минуты не сидел на месте — навещал родных и друзей, хлопотал о храме и школе, которые строились в селе Сура благодаря его активному участию.
Животовский:
Все только поражались энергией этого замечательного человека. Встать раньше всех, отслужить утреню и обедню и, не отдыхая, по тяжелой дороге проехать 36 вёрст в страшный зной — и не устать, при 74 годах от роду, — как хотите, а дело не совсем обыкновенное.
Во время пути отец Иоанн даже в плохую погоду допоздна сидел на палубе, читая Евангелие или наслаждаясь величественной красотой природы.
Автор книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» передает один доверительный разговор с батюшкой…
Животовский:
- Вот когда я отдыхаю вполне, - говорит подошедший ко мне отец Иоанн, - только на пароходе и есть возможность провести время в полном спокойствии. Тяжела мне подчас бывает моя популярность: никуда нельзя показаться, нигде нельзя свободно пройти незамеченным.
И действительно, он принадлежит сам себе только тогда, когда со всех сторон окружен водой.
Всем старался помочь отец Иоанн Кронштадский – да ведь и сам Сергей Васильевич не стал исключением. В издание книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» художник вложил весь свой капитал. Но по неопытности в коммерческих делах наделал долгов и оказался на грани банкротства. Узнав о бедственном положении Сергея Васильевича, протоиерей Иоанн Кронштадтский помог Животовскому расплатиться по векселям и выкупил часть тиража.
В настоящее время это уникальное дореволюционное издание переиздано. И мы тоже имеем возможность мысленно совершить путешествие «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов