В местах, где разные веры и цивилизации соседствуют друг с другом, иногда можно наблюдать вражду. Однако бывает и по-другому — соседствующие цивилизации начинают проникать друг в друга, воспринимать соседские черты. Так произошло, например, в Албании в 18 веке.
В те времена территория нынешней Албании и все Балканы принадлежали Османской империи. Понятно, что главенствующей религией в этом государстве был ислам. Но Албания оказалась в данном случае некоторым исключением. В большинстве своем тогдашние албанцы не были в строгом смысле мусульманами, а придерживались своеобразной смеси ислама и христианства. Такой симбиоз возник благодаря деятельности бекташей — особого течения в исламе.
Бекташи, будучи мусульманами, почитали при этом христианских святых, устраивали монастыри по образцу православных, имели внутреннюю трехступенчатую иерархию наподобие церковной: их руководители имели сходство с христианскими епископами. У бекташских епископов были помощники, напоминающие по своим функциям наших священников и дьяконов. Влияние бекташей на население было довольно сильным, поэтому христианство на албанской земле не подвергалось сильным гонениям, как это было на остальных территориях турецкой империи.
Деятельность бекташей промыслительно подготовила население Албании и северной Греции к проповеди великого святого — преподобного Косьмы Этолийского. Будучи выходцем из греческой христианской семьи, святой Косьма получил образование сначала на Афоне, потом в Константинополе. А затем получил благословение проповедовать среди греков, оказавшихся под властью турок.
Основой своей миссии святой Косьма сделал устройство церковных школ, где люди могли получать знания о Христе и Церкви. Он часто повторял: «Не стройте только храмы, стройте школы. Иначе в храмы некому будет ходить». Святой Косьма был совершенным аскетом, вовсе не имел никакой собственности. Это, а также горячая и активная проповедь святого Косьмы стали основой для возрождения православия в Греции и Албании.
Албанию часто воспринимают как абсолютно исламскую страну. На самом деле православных там сегодня около 50%. А мусульманская среда до сих пор содержит остатки верований бекташей. Вот почему святой Косьма почитается сегодня и православными албанцами и албанцами-мусульманами. За святой образ жизни мусульмане именуют его «Чобан баба». Чобан значит — «пастух, пастырь», Баба значит — «отец». Благоговение мусульман перед Косьмой Этолийским побудило албанского тирана Али-пашу воздвигнуть над могилой святого храм. До сих пор среди албанцев-мусульман ходят легенды о святом Косьме и его пророчествах, многие из которых говорят о тревожном для Албании будущем. Например, святой Косьма предсказывал, что албанскими домами будут управлять женщины. Так в итоге и случилось. В ходе балканских межнациональных конфликтов многие албанцы-мужчины погибли. Поэтому их семьями стали управлять их вдовы. А следующие поколения мужчин оказались под управлением этих, ставших властными в силу исторических обстоятельств, женщин.
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории