Удивительное явление – Святые горы в Донецкой области, меловые выступы на высоком берегу реки Северский Донец. Особенно празднично смотрятся эти ярко-белые холмы летом, среди зелени прибрежных лесов. И белокаменные здания Свято-Успенской Святогорской Лавры здесь вписаны в пейзаж настолько органично, как будто тоже сотворены самой природой. Существует даже легенда, что монастырь однажды утром вырос из-под земли, поразив всех своей необычайной красотой.
Легенда невероятная, но в ней есть, между тем, известная доля правды. Интересен такой исторический факт - несмотря на то, что первые монахи поселились в Святогорской лавре еще в одиннадцатом веке, вплоть до восемнадцатого столетия на Святых горах не было построено ни одного здания. Как же так? А вот так! В течение семи столетий иноки предпочитали обустраивать кельи и храмы под землей, в меловых пещерах. Сложный лабиринт подземных помещений протяженностью 800 метров - самая древняя часть монастыря.
В народе ходит поверье, что существует тайный подземный ход от лаврских пещер на противоположный берег Северского Донца. В это нетрудно поверить, если вспомнить, сколько вторжений пришлось претерпеть обители. Монастырь пережил набеги крымских татар, нашествие поляков, страшные времена Батыя и Тамерлана – инокам очень кстати пришелся бы подземный ход, как способ спастись от агрессоров.
А в восемнадцатом веке лавру постигла беда, от которой нельзя было спрятаться под землей – Екатерина Вторая взяла и… Подарила монастырь своему фавориту Григорию Потемкину. Обитель с многовековой историей в одночасье стала дачей князя Таврического. В таком унизительном положении монастырь просуществовал 57 лет.
Зато после того, как Святогорский монастырь был восстановлен указом Николая Первого, он стал стремительно развиваться. Может, и не за одну ночь, но буквально за несколько лет были построены несколько храмов – практически все наземные здания лавры датируются пятидесятыми годами девятнадцатого века. Чуть позже других церквей был построен собор Успения Пресвятой Богородицы. Красавец-храм с пятью голубыми куполами стоит на каменной террасе, к которой со стороны реки ведет парадная лестница. Он украшен в русском стиле архитектурными формами, которые называют кокошниками и бусинами, и действительно, напоминает собой деву в подвенечном уборе.
Святогорская лавра живо описана в произведениях Чехова и Бунина. А стихотворение Федора Тютчева о том, как «громадою отвесной, /В белизне своей чудесной, /Над Донцом утес стоит, /К небу крест свой возвышая…» так и призывает своими глазами увидеть эту красоту. И стоит отправиться в путь, тем более что он нетрудный – в Донецк со всех концов России идут поезда, оттуда до Святогорска можно добраться на электричке. А там уж до обители и пешком прогуляться на грех – места-то какие живописные!
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема