В одной из программ я уже рассказывал, что Свято-Троицкий мужской монастырь в Соликамске переименовывался четыре раза. Поэтому сейчас речь пойдет только об истории монастыря, а не о его названиях.
Годы его основания – 1589-1591. Два раза на его территории располагались монастыри из других российских городов. Пережив эти периоды, к XIX веку монастырь во многом начал новую жизнь. Нужно сказать, что и сам Соликамск в это время переживал период нового экономического подъема. Это сказалось и на монастырской жизни. В храмах и монастырских постройках проводятся ремонтные работы, реконструируются и подновляются иконостасы. Самое живейшее участие в этих работах принимали управляющие имениями и соляными промыслами Строгановых и Голицыных. Особенно Иван Венедиктович Глушков. Он помогал монастырю, как собственными вложениями, так и предоставлением в распоряжение обители усольских мастеров – плотников, резчиков, иконописцев, архитекторов и мастеров по золочению. Заслуги его перед обителью были столь велики, что в последствии, Иван Венедиктович Глушков был погребён в монастырской ограде.
Благолепие монастыря проистекало от собственного имущества и вкладов частных лиц. От епархии и казны он ежегодно получал по 148 руб. серебром. Монахам принадлежали соляные варницы, мельница, «рыбные ловли» на Печёре, Ко́лве и Ви́шере, более 200 гектар покосной земли и 150 гектар леса. При этом состав монастырских служащих был не велик – настоятель, казначей, два иеромонаха, священник, иеродиакон и 9 послушников. Сдавая часть имущества в аренду, братия в основном занималась работами по обслуживанию монастыря, контролировала выполнение договорных обязательств и усердно молилась.
Обязательно нужно сказать, что в самом конце XIX и начале XX веков так сложилось, что монастырь служил местом ссылки провинившихся священнослужителей и гражданских лиц, которых по приговору суда направляли для исправления поведения и покаяния. Прямо пролог к грянувшим в скором времени событиям.
11 декабря 1918 года от рук большевиков принял мученическую смерть настоятель обители Феофан - епископ Соликамский. Его погружали в ледяную прорубь, пока он не покрылся льдом, после чего утопили.
В 28-м году, все помещения монастыря отошли калийному тресту. Побывавший на строительстве Соликамского калийного комбината писатель Паустовский писал: «Директор треста сидел в алтаре, а измождённые угодники на закоптелых иконах воздевали вверх жёлтые руки, стараясь прогнать бесовское наваждение. Вместо бормотания дьячков звонили телефоны, и люди до глубочайшей ночи кричали о карналлите, запалах, колонковых машинах, скреперах и квартальных планах….»
Через десять лет монастырь передали в систему ГУЛАГ и устроили в нем пересыльную тюрьму. В церквях располагались тюремные камеры. В подклете храма – карцер. В наше время на территории монастыря при земляных работах было найдено захоронение с останками убитых узников. Братия монастыря отпела убиенных и захоронила их.
Избежать кошмаров советского периода монастырь, конечно, не смог. Но зато, к радости монахов и православных жителей Соликамска, в конце 90-х никаких споров на тему возвращать Свято-Троицкий монастырь церкви или нет – не было.
В 1999 году в праздник Богоявления прошла первая служба.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе