Стараниями, приложенными еще советской властью, главным зимним праздником у нас в стране до сих пор считается Новый год. Рождество для многих россиян - просто очередной церковный праздник или один из дней продолжительных новогодних каникул.
Основной персонаж новогодних торжеств у нас в стране - конечно, Дед Мороз. Этот сказочный старик, приносящий подарки, правда, совсем недавно обрел официальную резиденцию, а вместе с ней и более-менее внятную биографию, вобрав черты множества персонажей русского фольклора.
В Европе все обстоит несколько иначе. Там главным зимним праздником является Рождество. Да, христианство понемногу из европейского сознания вытесняется. Но основного персонажа зимних праздников там еще не отменили. Это Санта Клаус, который является народным олицетворением святителя Николая Чудотворца. Правда, о происхождении Санта Клауса многие европейцы или не знают, или его не помнят. Тем не менее, Санту пока не переименовали, и он хоть как-то продолжает сохранять принадлежность именно к христианству.
Есть, впрочем, в Европе страна, которая имеет собственный новогодний символ, причем абсолютно православный. Обязанности Деда мороза в Греции выполняет святитель Василий Кесарийский, за свою святость прозванный Великим. Его память празднуется Церковью как раз 1 января – в день кончины святого.
Но это не единственная причина такого особенного почитания. Во время своей недолгой жизни (прожил святой Василий всего 49 лет) он прославился не только написанием многочисленных богословских произведений, но и организацией целой системы благотворительности в городе Кесария.
Он знал всех нищих города, всех вдовиц и вообще всех тех, кто нуждался в помощи. Святой призывал более состоятельных людей жертвовать на нужды неимущих. Через его руки проходили огромные средства, однако помогая окружающим, сам он жил почти в нищете. Так и умер святой, ничего не имея. С давних пор святитель Василий считается в Греции символом щедрости и милосердия.
В Греции есть две традиции дарить подарки при помощи святого Василия. В более консервативных семьях подарки кладут рядом с иконой святителя. Есть в Греции и обычай на Новый год приглашать к детям актера, переодетого в святого Василия. Цвет его костюма может варьироваться. Обязательным атрибутом является длинная борода и высокая шапка, похожая на головной убор епископа. Сегодня, впрочем, костюмы актеров, изображающих святого Василия, все больше похожи на костюм Санта Клауса.
Но главное отличие святого Василия от Деда мороза или Санта Клауса в Греции продолжает пока сохраняться. Дед мороз обычно просто приносит подарки. В Греции же подарок обязательно сопровождается просьбой святого Василия к ребенку жить по-христиански - то есть по заповедям, по совести, любить других больше, чем себя.
Кстати, рождественско-новогодним деревом в Греции считается не елка, а сосна, которой посвящена популярная песенка «О Элато», аналогичная нашей «В лесу родилась елочка»:
http://www.youtube.com/watch?v=I---zUrvWws
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили о греческой традиции празднования Нового года.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема