Стараниями, приложенными еще советской властью, главным зимним праздником у нас в стране до сих пор считается Новый год. Рождество для многих россиян - просто очередной церковный праздник или один из дней продолжительных новогодних каникул.
Основной персонаж новогодних торжеств у нас в стране - конечно, Дед Мороз. Этот сказочный старик, приносящий подарки, правда, совсем недавно обрел официальную резиденцию, а вместе с ней и более-менее внятную биографию, вобрав черты множества персонажей русского фольклора.
В Европе все обстоит несколько иначе. Там главным зимним праздником является Рождество. Да, христианство понемногу из европейского сознания вытесняется. Но основного персонажа зимних праздников там еще не отменили. Это Санта Клаус, который является народным олицетворением святителя Николая Чудотворца. Правда, о происхождении Санта Клауса многие европейцы или не знают, или его не помнят. Тем не менее, Санту пока не переименовали, и он хоть как-то продолжает сохранять принадлежность именно к христианству.
Есть, впрочем, в Европе страна, которая имеет собственный новогодний символ, причем абсолютно православный. Обязанности Деда мороза в Греции выполняет святитель Василий Кесарийский, за свою святость прозванный Великим. Его память празднуется Церковью как раз 1 января – в день кончины святого.
Но это не единственная причина такого особенного почитания. Во время своей недолгой жизни (прожил святой Василий всего 49 лет) он прославился не только написанием многочисленных богословских произведений, но и организацией целой системы благотворительности в городе Кесария.
Он знал всех нищих города, всех вдовиц и вообще всех тех, кто нуждался в помощи. Святой призывал более состоятельных людей жертвовать на нужды неимущих. Через его руки проходили огромные средства, однако помогая окружающим, сам он жил почти в нищете. Так и умер святой, ничего не имея. С давних пор святитель Василий считается в Греции символом щедрости и милосердия.
В Греции есть две традиции дарить подарки при помощи святого Василия. В более консервативных семьях подарки кладут рядом с иконой святителя. Есть в Греции и обычай на Новый год приглашать к детям актера, переодетого в святого Василия. Цвет его костюма может варьироваться. Обязательным атрибутом является длинная борода и высокая шапка, похожая на головной убор епископа. Сегодня, впрочем, костюмы актеров, изображающих святого Василия, все больше похожи на костюм Санта Клауса.
Но главное отличие святого Василия от Деда мороза или Санта Клауса в Греции продолжает пока сохраняться. Дед мороз обычно просто приносит подарки. В Греции же подарок обязательно сопровождается просьбой святого Василия к ребенку жить по-христиански - то есть по заповедям, по совести, любить других больше, чем себя.
Кстати, рождественско-новогодним деревом в Греции считается не елка, а сосна, которой посвящена популярная песенка «О Элато», аналогичная нашей «В лесу родилась елочка»:
http://www.youtube.com/watch?v=I---zUrvWws
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили о греческой традиции празднования Нового года.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Христос воскресе! Дорогие радиослушатели, с вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современным людям, привыкшим рассчитывать на себя, бывает трудно научиться соработничеству с Богом. Они либо продолжают вести себя как хозяева собственной жизни, просто призывая Бога в помощники, либо, напротив, отказываются от собственного мнения и пытаются, внутреннее сняв с себя ответственность, совершенно во всём полагаться на Бога. Как же найти золотую середину и научиться правильно соединять собственный выбор с волей Божией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги Деяний Апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Людям, смотрящим на Церковь со стороны, часто кажется, что все верующие более-менее одинаковы в своих взглядах и своём поведении. Однако люди, находящиеся внутри знают, что, как и в обычной жизни, в церкви очень много разных людей, со своими подходами и мнениями. Например, один может делать акцент на собственной ответственности и призывать к ответственности других. Не приплетайте Бога к собственным слабостям и чужие слабости Его волей не оправдывайте. Виноват — понеси наказание и исправляйся, говорит такой человек. Другой, напротив, будет говорить, что без воли Божией не бывает ничего, и даже страдания и несправедливости в мире происходят по Его попущению.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим рассказ о том, как ученики Христа, пребывая после вознесения своего Учителя единодушно вместе, начинают устраивать церковную жизнь. Помня, что их должно было быть 12 по числу колен израилевых, они, по предложению апостола Петра, избирают апостола на место Иуды Искариота. Уже в этом небольшом рассуждении мы видим, что они, с одной стороны, вспоминают слова Христа и в то же время проявляют свою инициативу. То есть побуждаются Богом, но действуют сами. Причём, как действуют! Они формулируют условия, при которых, их поступок будет правильным. В их случае будущий апостол должен был быть из близкого круга, то есть, видимо, одним из 70-ти учеников, упоминавшихся в Евангелии. Он должен был быть с ними с самого начала, должен был быть свидетелем жизни Христа — от крещения на Иордане, до распятия и воскресения. Однако, выбрав двоих, кто подходил по их собственному мнению, они предоставили окончательное решение вопроса в руки Божии.
Думаю, что каким-то похожим образом можем действовать мы. И речь даже не столько про то, чтобы бросать жребий, сколько про само стремление помнить о воле Божией и стараться воплотить её в жизнь. Стараться вдумчиво подходить к условиям, в которых она может совершиться, но окончательное воплощение предавать Богу, надеясь на Его святую волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин (20.04.2025)

В этой программе вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о так называемом «Страстном восстании», когда накануне Пасхи 1611 года москвичи попытались изгнать войска Речи Посполитой из родного города, о роли Дмитрия Пожарского в этом восстании, почему оно провалилось и как повлияло на будущую победу Второго народного ополчения.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов