Однажды я поехала погостить в монастырь. Женский монастырь, в соседней со столицей области. Всё в нем здорово, только очень он бедный. Бедный, потому что образовался не на месте какого-то древнего монастыря, а на пустом, буквально, месте. В деревне. Вокруг обычного деревенского приходского храма.
Монахини и послушницы жили по первому времени в приходском деревянном доме. Потом, когда их стало больше, они подкопили денег и купили еще один, по соседству. В нем обустроили трапезную и библиотеку. Это такой монастырь, где очень много внимания уделяется образованию насельниц. Игумения устраивает для них встречи с известными столичными духовниками, богословами, преподавателями семинарий и академий.
Ни истории, ни святынь древних, ни даже стен и башен у монастыря нет. Паломники заглядывают очень редко. Даже священник приезжал только по праздникам отслужить и обратно. Ночевать ему негде. Так что денег у монастыря не было совсем. И в целом-то, ничего страшного. Но нужно было строить келейный корпус. Места уже совсем перестало хватать. К тому же хотелось просторную аудиторию для занятий и светлую трапезную, чтобы всем вместе собираться.
В это самое время, привезли в соседний областной центр мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Собрала тогда игумения последние деньги, заказала автобус, посадила туда всех сестёр и повезла их к святителю - молиться о новом доме. Приехали. На коленях прочитали акафист всем монастырем. А вернулись обратно и… оказалось, что пока они ездили монастырь сгорел. Весь. Дотла. Остался на пепелище только каменный храм.
Поплакали-поплакали. Но подтянулись МЧС-ники. Расставили палатки. Организовали полевую кухню. И стали монахини жить. Перезимовали как настоящие аскеты-пещерники. Тем временем журналисты раструбили про их беду. И к весне денег собралось столько, что хватило и на новые жилые каменные корпуса, и на библиотеку, и на трапезную. Вот так помог монахиням святой Спиридон Тримифунтский.
Зачем нужны правила и что такое литературная норма
Захочет ли кто-нибудь из нас, чтобы столяр сделал лестницу в доме, сообразно своим фантазиям, а не принятым правилам строительства? Что если он, как герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» скажет: «И так сойдет!»
Захотим ли мы ступить ногой на эту лестницу?
Думаю, что скорее откажемся ради собственной безопасности.
Почему же в отношении норм и правил русского языка мы порой так беспечны? Ведь неумение правильно выстроить фразу, неправильные ударения, нарушение стиля общения могут привести к недопониманию.
Много раз слышала я реплики от людей: «Зачем столько правил, они только мешают! Ведь и так всё ясно!»
Но дело в том, что это не мой собеседник, как ему кажется, высказался понятно, а я вынуждена потратить силы, чтобы его понять. Получается, что неграмотный человек заставляет окружающих делать лишнюю работу — например, перечитывать по несколько раз написанный им текст, чтобы понять его.
Представьте, что вам в интернет-комментарии написали: «Пишите хорошо». «Ите» на конце этого глагола означает повелительное наклонение. То есть получается, что вам приказывают писать хорошо? Нет, оказывается, ваш собеседник просто неграмотно написал слово: нужно было «пишете».
То есть он вас, как ему кажется, похвалил, дескать, пишете хорошо. А на деле получилось непонимание и, возможно, конфликт.
Да, в повседневном устном общении мы не особенно соблюдаем литературную норму: используем слэнг, слова-паразиты, сокращения, можем не договаривать фразы, переставлять слова. Это нормально для живой речи. Однако и здесь необходимо знание литературной нормы, например, при деловом общении, в разговоре со старшими или незнакомыми людьми, в общении дома.
Чтобы научиться правильно говорить и писать, надо не так уж много — желание. И, конечно, общение с грамотными людьми и чтение хорошей литературы.
Соблюдение правил и норм русского языка — это и показатель образованности, и уважение к собеседнику, и любовь к своей культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Пастырь добрый»
В этом выпуске личными историями о священниках, которые всю свою жизнь положили на служение Богу и пастве, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Наталья Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Светлые истории