Бессребренники — так называли на Руси людей, делающих что-то даром. Они умеют быть счастливыми без золота и серебра...
Сегодня мы говорим о святителе Игнатии Брянчанинове и повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники».
Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровское Вологодской губернии, в дворянской семье. Мальчик с детства любил молитвенное уединение и говорил, что хочет стать монахом. Но отец видел для сына другое будущее, определив на учёбу в престижное Петербургское Военное инженерное училище.
В повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о студенческих годах будущего святителя. Дмитрий и несколько его близких друзей образовали в стенАх училища что-то вроде негласного кружка «почитателей святости и чести». Юноши горячо осуждали стяжание, взяточничество, карьеризм — за это в училище их прозвали «монахами» и «бессребрениками».
Имя талантливого и благочестивого студента Дмитрия Брянчанинова стало известно далеко за пределами училища. Вот что он говорил по этому поводу своему близкому другу и единомышленнику Мише Чихачёву.
Лесков:
— Самое главное в нашем положении теперь то, — внушал Дмитрий Чихачёву, — чтобы сберечь себя от гордости. Я не знаю, как мне быть благодарным за незаслуженную милость великого князя, но постоянно думаю о том, чтобы сохранить то, что всего дороже. Надо следить за собою, чтобы не начинать превозноситься. Прошу тебя: будь мне друг — наблюдай за мною и предостерегай, чтобы я не мог утрачивать чистоту моей души.
С отличием окончив Петербургское Военное инженерное училище, Дмитрий Брянчанинов подал прошение об отставке, которое было удовлетворено только через несколько лет, после его тяжелой болезни.
В 1831 году Брянчанинов принял монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и принял сан священника. Вскоре иеромонах Игнатий, возведённый в сан игумена, стал настоятелем Николо-Угрешского монастыря.
Как-то в беседе Филарета, митрополита Московского с императором Николаем Павлович зашла речь о монашестве. Владыка Филарет сказал, что знает настоятеля монастыря, который воспитывает братию своим личным примером.
Лесков:
— Кто этот редкий человек? — спросил государь.
— Игнатий Брянчанинов.
— Брянчанинов? Я помню одного Брянчанинова в инженерном училище.
— Это тот самый и есть.
— Разве он пошёл в монахи?
— Он уже игумен.
— Да, я помню, он и в училище ещё отличался набожностью и прекрасным поведением. Я очень рад, что он нашёл своё призвание...
По личной просьбе Николая Первого Игнатий был поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Вместе с ним на новое место служения приехал его друг юности Миша Чихачёв, ставший иеромонахом Михаилом, превосходным чтецом и певцом монастырского хора.
В повести «Инженеры-бессребренники» Лесков описывает разговор двух друзей, с которого началась их многолетняя духовная дружба.
Лесков:
... Лицо Брянчанинова вдруг как бы озарилось какою-то радостною мыслью:
— Я вижу одно верное средство для того, чтобы не поддаться опасности соблазна, который представляют люди... Я думаю, что надо всегда смотреть на богочеловека... Он нас спасёт от опасности потерять себя во всех случаях жизни.
В повести Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о том, как святитель Игнатий Брянчанинов — известный богослов, проповедник и писатель — обрёл в юности своё призвание и оставался верным ему.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница