Бессребренники — так называли на Руси людей, делающих что-то даром. Они умеют быть счастливыми без золота и серебра...
Сегодня мы говорим о святителе Игнатии Брянчанинове и повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники».
Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в селе Покровское Вологодской губернии, в дворянской семье. Мальчик с детства любил молитвенное уединение и говорил, что хочет стать монахом. Но отец видел для сына другое будущее, определив на учёбу в престижное Петербургское Военное инженерное училище.
В повести Николая Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о студенческих годах будущего святителя. Дмитрий и несколько его близких друзей образовали в стенАх училища что-то вроде негласного кружка «почитателей святости и чести». Юноши горячо осуждали стяжание, взяточничество, карьеризм — за это в училище их прозвали «монахами» и «бессребрениками».
Имя талантливого и благочестивого студента Дмитрия Брянчанинова стало известно далеко за пределами училища. Вот что он говорил по этому поводу своему близкому другу и единомышленнику Мише Чихачёву.
Лесков:
— Самое главное в нашем положении теперь то, — внушал Дмитрий Чихачёву, — чтобы сберечь себя от гордости. Я не знаю, как мне быть благодарным за незаслуженную милость великого князя, но постоянно думаю о том, чтобы сохранить то, что всего дороже. Надо следить за собою, чтобы не начинать превозноситься. Прошу тебя: будь мне друг — наблюдай за мною и предостерегай, чтобы я не мог утрачивать чистоту моей души.
С отличием окончив Петербургское Военное инженерное училище, Дмитрий Брянчанинов подал прошение об отставке, которое было удовлетворено только через несколько лет, после его тяжелой болезни.
В 1831 году Брянчанинов принял монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и принял сан священника. Вскоре иеромонах Игнатий, возведённый в сан игумена, стал настоятелем Николо-Угрешского монастыря.
Как-то в беседе Филарета, митрополита Московского с императором Николаем Павлович зашла речь о монашестве. Владыка Филарет сказал, что знает настоятеля монастыря, который воспитывает братию своим личным примером.
Лесков:
— Кто этот редкий человек? — спросил государь.
— Игнатий Брянчанинов.
— Брянчанинов? Я помню одного Брянчанинова в инженерном училище.
— Это тот самый и есть.
— Разве он пошёл в монахи?
— Он уже игумен.
— Да, я помню, он и в училище ещё отличался набожностью и прекрасным поведением. Я очень рад, что он нашёл своё призвание...
По личной просьбе Николая Первого Игнатий был поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Вместе с ним на новое место служения приехал его друг юности Миша Чихачёв, ставший иеромонахом Михаилом, превосходным чтецом и певцом монастырского хора.
В повести «Инженеры-бессребренники» Лесков описывает разговор двух друзей, с которого началась их многолетняя духовная дружба.
Лесков:
... Лицо Брянчанинова вдруг как бы озарилось какою-то радостною мыслью:
— Я вижу одно верное средство для того, чтобы не поддаться опасности соблазна, который представляют люди... Я думаю, что надо всегда смотреть на богочеловека... Он нас спасёт от опасности потерять себя во всех случаях жизни.
В повести Лескова «Инженеры-бессребренники» рассказывается о том, как святитель Игнатий Брянчанинов — известный богослов, проповедник и писатель — обрёл в юности своё призвание и оставался верным ему.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема