Либеральные взгляды в России в начале двадцатого века проникли даже в самые консервативные слои общества. В 1903 году во Владимирской духовной семинарии тайно была создана ячейка социал-демократической партии. Учащиеся устраивали подпольные съезды и забастовки, по рукам ходила запрещённая политической цензурой литература. Однако, этот соблазн нимало не коснулся семинариста Сергея Сахарова, будущего Ковровского епископа. Позднее ни в письмах, ни в разговорах, ни в дневниках святитель ни разу не упомянул политические страсти, будоражившие альма-матер. Зато с теплом и любовью он вспоминал семинарские богослужения и беседы с архиепископом Николаем (Налимовым), знатоком церковной истории, аскетом и богословом. Уже в юности будущий архипастырь строго очертил сферу своих интересов вокруг служения Богу и никогда не уклонялся от этого выбора.
Закончив семинарию и Московскую духовную академию, Сергей принял монашеский постриг с именем Афанасий, а вскоре и сан священника. Ему исполнилось тридцать лет, когда в России произошла революция. С этого момента его жизнь стала противостоянием безбожной власти, но не политическим, а духовным, молитвенным.
В 1919 году большевики проводили в стране кампанию по разоблачению православных святынь — мощи праведников повсеместно изымались из ковчегов и выставлялись на всеобщее обозрение. В Успенском соборе Владимира большевики также выложили на столах посреди храма святые останки благоверных князей. По городу были распространены приглашенияна святотатственное зрелище. Когда же в назначенный срок зрители переступили порог собора, они услышали: «Благословен Бог наш!» — иеромонах Афанасий начал молебен Владимирским святым. Кощунственное действо обратилось в прославление Божиих угодников.
В 1921 году отец Афанасий стал архиереем. Накануне епископской хиротонии его вызвали в ГПУ и угрожали репрессиями. Через семь месяцев святителя Афанасия впервые арестовали — так в его жизни началась бесконечная череда преследований и лишений. В общей сложности в тюрьмах и ссылках он провел 21 год, 11 месяцев и 12 дней.
В самых тяжёлых условиях епископ Афанасий сохранял бодрость духа. «Тюрьмы нам нечего бояться, — писал он из Таганских застенков, —Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Мы как бы взяты в изолятор во время эпидемии.Тяжело положение тех православных, которые, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи».
В любых условиях святитель не оставлял молитвы, а если выпадала возможность, совершал богослужения. Иеромонах Иеракс (Бочаров) был потрясён обстоятельствами, при которых совершилась его встреча с епископом Афанасием в Мариинских лагерях. В бараке, куда надсмотрщик втолкнул отца Иеракса, невозможно было ничего разглядеть из-за табачного дыма. Гремели костяшки домино, слышалась развязная речь. «Вон туда проходи!», — бросил кто-то оглушённому священнику, и он, пройдя в указанном направлении, увидел святителя, сидящего на нарах с книгой в руках. Владыка ничуть не удивился отцу Иераксу, которого давно знал, и призвал его, словно они давно обо всем договорились.
Святитель Афанасий (Сахаров):
Ну, давай, присоединяйся! Тропарь Николаю Чудотворцу, глас пятый!
Опешив сперва, иеромонах возразил
Иеромонах Иеракс:
А разве здесь... можно?
Святитель Афанасий (Сахаров):
Можно, можно. Господу помолимся!
Отец Иеракс подхватил начатое владыкой богослужение и почувствовал, как его оставляет тревога, одолевавшая в последние дни.
Освободившись из заключения в 1951 году, святитель поселился в подмосковных Петушках. Непрерывный поток посетителей ежедневно проходил через маленький домик владыки Афанасия — люди искали его совета, утешения, поддержки. По словам писателя Сергея Фуделя, каждому хотелось «припасть к коленам старца, ища неугасимого тепла».
В августе 1962 года Владыка Афанасий известил близких, что скоро умрёт. Услышав в ответ, что чада не перенесут разлуки с ним, строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Не одни ведь, а с Господом остаётесь». 26 октября Владыка настолько ослаб, что уже не мог говорить. Однако, уходя в вечность, он из последних сил произнес утешительные слова: «Молитва вас всех спасёт!».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица