
Святитель Михаил митрополит Киевский. Икона месячной минеи
13-го октября Церковь вспоминает святого Михаила — первого митрополита Киевского и всея Руси. Именно он в 988-м году возглавил духовную миссию, которую направил константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг к новокрещеному князю Владимиру Святославовичу в Корсунь. А вскоре князь со своей супругой Анной и греческими священнослужителями во главе с митрополитом Михаилом прибыли в Киев. С собой они несли мощи святых, кресты и иконы.
Первым делом митрополита Михаила в его служении стало крещение сыновей и приближенных князя Владимира Святославовича. После этого началась подготовка к крещению киевлян. Святой Михаил и священники ходили по городу с христианской проповедью, рассказывая о Спасителе.
Князь Владимир всеми силами содействовал митрополиту: он лично проповедовал и призывал народ последовать его примеру. Кроме того — повелел слугам сокрушить идолов. Затем послал оповестить киевлян, чтобы в назначенный день, все «от мала до велика» они пришли на реку Днепр креститься. Когда жители города собрались на берегу Днепра, святой Михаил с многочисленным духовенством и в присутствии князя совершил таинство Крещения.
Этим событием было положено начало духовного просвещения русского народа. Но первосвятителю и его последователям предстоял еще долгий путь по искоренению славянских суеверий и окончательному утверждению христианской веры на Руси.
В 990-м году святой Михаил вместе со священнослужителями направился в Новгород, где язычество было особенно сильно. Горячая евангельская проповедь митрополита постепенно стала приносить свои плоды: люди стали принимать крещение. Это были первые, небольшие, но всё же успехи на пути к победе христианства. Окончательно же оно укоренилось на новгородской земле при епископе Иоакиме.
На следующий год митрополит Михаил посетил Ростов. Здесь он обратил к вере многих людей, основал храмы, в том числе первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, установил чин церковного богослужения и управления. При святителе Михаиле храмы стали появляться и в Чернигове, Белгороде и других городах.
Служение первого митрополита киевского было недолгим, но плодотворным и очень важным для дальнейшего духовного процветания Руси. В 992-м году святой скончался. Ещё при жизни он благословил священнослужителей на продолжение апостольского труда в русских землях.
Нетленные мощи святителя Михаила ныне почивают в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Церковь сохранила память о заслугах митрополита: в книгах-помянниках (или просто помянниках) Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником Русской Церкви.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема