
Почему человек отправляется в странствие? Порой — на поиски себя, своего жизненного предназначения.
Сегодня мы говорим о святителе Василии Острожском и книге схиигумении Марии (Дохторовой) «Годы странничества».
Место действия — Черногория. Время действия — 17 и 20 века по Рождестве Христовом.
В 1920 году в горах Черногории в православном монастыре Острог появилась русская странница. Девушку звали Лидия Дохторова, она была родом из Киева. После революции 1917 года Лидия эмигрировала из России.
«Душа моя была нацелена на то, чтобы посвятить себя Христу», — позднее напишет она в воспоминаниях.
В поисках места, где Лидия могла бы вести духовную, молитвенную жизнь, она паломницей пешком, прошла Италию, Францию и оказалась в Черногории, в монастыре святого Василия Острожского.
— Незабвенное, святое, блаженное, благодатное место! Маленькая церковь в скале, рака со святыми мощами. Сердце мое наполнилось любовью, неизреченной милостью. Долго со слезами молилась Господу и святому Василию. И мне захотелось остаться на этом месте. Думала: здесь помощь святого Василия.
Лидия поселилась в той самой пещере, где в 17 веке подвизался основатель монастыря — святой Василий Острожский, сербский чудотворец.
— Пещера напоминала могилу: узкая, можно было лечь, сложив руки. В первую ночь легла рано, чтобы пообвыкнуть и не бояться. Господь отъял от меня страх. То было незабываемое время!
Святитель Василий Острожский — один из самых почитаемых сербских святых. Он жил в 17 веке, когда Сербия и Черногория были частью Османской империи, и православные подвергались гонениям со стороны турок.
Но Cтоян — таково было мирское имя святителя — с юных лет избрал для себя путь исповедания Православной веры.
В одном из черногорских монастырей юноша принял постриг с именем Василий в честь святого Василия Великого, после чего удостоился диаконского, затем священнического сана.
Василию было 28 лет, когда его рукоположили в епископы и поставили митрополитом Требьнским с резиденцией в Тврдоша, одном из крупных черногорских монастырей. Турецкие притеснения вынудили будущего святителя искать более безопасное место, и он поселился в горах, в небольшом пещерном монастыре Острог.
В одной из пещер там была устроена маленькая Введенская церковь. Святитель Василий вместе с несколькими монахами стал строить неподалёку вместительный Крестовоздвиженский храм, и сам таскал на гору тяжёлые камни.
Знаменитый Острожский монастырь в Черногории сохранился до наших дней.
В своей книге «Годы странничества» схиигумения Мария (Дохторова), в то время — никому неизвестная русская странница Лидия рассказала, как в начале 20 века эта обитель стала местом для её духовных подвигов.
— ...После молитвы я уходила в монастырь на утреню. После утрени мне обычно давали кусок черствого хлеба, я брала немного воды из чудотворного источника, изведенного некогда в скале молитвой святого Василия, и уходила к себе... Тогда открылась мне любовь Божия.
Святитель Василий Острожский покинул земную жизнь в 1671 году. После его кончины произошло чудо: неподалёку от келии, где он жил, прямо из скалы выросла виноградная лоза, которая плодоносит до сегодняшнего дня.
Но не меньшим чудом является духовное преображение, которое происходит с людьми в Острожской обители.
Именно такое чудо случилось и с русской подвижницей благочестия XX века сихиигуменией Марией (Дохторовой), (тогда — Лидией), которой довелось несколько месяцев прожить в месте подвигов святителя Василия Острожского.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер