Почему человек отправляется в странствие? Порой — на поиски себя, своего жизненного предназначения.
Сегодня мы говорим о святителе Василии Острожском и книге схиигумении Марии (Дохторовой) «Годы странничества».
Место действия — Черногория. Время действия — 17 и 20 века по Рождестве Христовом.
В 1920 году в горах Черногории в православном монастыре Острог появилась русская странница. Девушку звали Лидия Дохторова, она была родом из Киева. После революции 1917 года Лидия эмигрировала из России.
«Душа моя была нацелена на то, чтобы посвятить себя Христу», — позднее напишет она в воспоминаниях.
В поисках места, где Лидия могла бы вести духовную, молитвенную жизнь, она паломницей пешком, прошла Италию, Францию и оказалась в Черногории, в монастыре святого Василия Острожского.
— Незабвенное, святое, блаженное, благодатное место! Маленькая церковь в скале, рака со святыми мощами. Сердце мое наполнилось любовью, неизреченной милостью. Долго со слезами молилась Господу и святому Василию. И мне захотелось остаться на этом месте. Думала: здесь помощь святого Василия.
Лидия поселилась в той самой пещере, где в 17 веке подвизался основатель монастыря — святой Василий Острожский, сербский чудотворец.
— Пещера напоминала могилу: узкая, можно было лечь, сложив руки. В первую ночь легла рано, чтобы пообвыкнуть и не бояться. Господь отъял от меня страх. То было незабываемое время!
Святитель Василий Острожский — один из самых почитаемых сербских святых. Он жил в 17 веке, когда Сербия и Черногория были частью Османской империи, и православные подвергались гонениям со стороны турок.
Но Cтоян — таково было мирское имя святителя — с юных лет избрал для себя путь исповедания Православной веры.
В одном из черногорских монастырей юноша принял постриг с именем Василий в честь святого Василия Великого, после чего удостоился диаконского, затем священнического сана.
Василию было 28 лет, когда его рукоположили в епископы и поставили митрополитом Требьнским с резиденцией в Тврдоша, одном из крупных черногорских монастырей. Турецкие притеснения вынудили будущего святителя искать более безопасное место, и он поселился в горах, в небольшом пещерном монастыре Острог.
В одной из пещер там была устроена маленькая Введенская церковь. Святитель Василий вместе с несколькими монахами стал строить неподалёку вместительный Крестовоздвиженский храм, и сам таскал на гору тяжёлые камни.
Знаменитый Острожский монастырь в Черногории сохранился до наших дней.
В своей книге «Годы странничества» схиигумения Мария (Дохторова), в то время — никому неизвестная русская странница Лидия рассказала, как в начале 20 века эта обитель стала местом для её духовных подвигов.
— ...После молитвы я уходила в монастырь на утреню. После утрени мне обычно давали кусок черствого хлеба, я брала немного воды из чудотворного источника, изведенного некогда в скале молитвой святого Василия, и уходила к себе... Тогда открылась мне любовь Божия.
Святитель Василий Острожский покинул земную жизнь в 1671 году. После его кончины произошло чудо: неподалёку от келии, где он жил, прямо из скалы выросла виноградная лоза, которая плодоносит до сегодняшнего дня.
Но не меньшим чудом является духовное преображение, которое происходит с людьми в Острожской обители.
Именно такое чудо случилось и с русской подвижницей благочестия XX века сихиигуменией Марией (Дохторовой), (тогда — Лидией), которой довелось несколько месяцев прожить в месте подвигов святителя Василия Острожского.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»