
Порой поэзия рождается из любви и искренности ... И тогда даже начинающий поэт может создать замечательные стихотворные строки.
Сегодня мы говорим о святителе Серафиме Дмитровском и стихотворении Анны Патрикеевой «Лазурное небо склонилось над нами...»
Место действия — Москва, Таганская тюрьма.
Время действия — 1923 год.
Анна Патрикеева, в будущем — схимонахиня Иоанна — родилась в Москве в начале 20 века в Москве, в благочестивой купеческой семье.
С раннего детства родители водили ее на воскресные службы в Чудов монастырь, где с амвона звучали проповеди иеромонаха Серафима Звездинского. Когда Аня подросла, отец Серафим стал ее духовным отцом.
После революции Патриарх Тихон поставил Серафима Звездинского Дмитровским епископом. Анна Патрикеева, в то время — гимназистка — стала приезжать к своему духовному отцу для исповеди и причащения в город Дмитров.
В ноябре 1922 года владыка Серафим был арестован и приговорен к двухлетней ссылке.
Аня Патрикеева была среди тех, кто в апрельский день 1923 года стоял возле ворот Таганской тюрьмы, откуда выводили заключенных для отправки по этапу.
В стихотворении «Лазурное небо склонилось над нами...» она вспоминает, как увидела после долгой разлуки в колонне арестантов своего духовного отца:
В рядах заключённых был он, наш Святитель,
В молитву сердечную весь погружён.
Высокого сана достойный носитель,
Приветлив и светел, как Ангел был он.
Он вышел и твёрдою бодрой стопою
Прошёл величаво, спокойно вперёд,
Живою его окружая стеною,
Потоком широким стремился народ.
Смотрите, вот пастырь-изгнанник пред нами,
Святой панагией украшена грудь.
Сияя любовью, как будто лучами,
Готов он в далёкий отправиться путь.
В тот апрельский день девятнадцатилетняя Анна Патрикеева отправлялась вместе с владыкой Серафимом в неведомый Зырянский край, на поселение в Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар — столица Республики Коми).
Для Ани Патрикеевой, в то время — послушницы Серафимо-Знаменского скита, это было первое большое послушание.
Владыка был серьёзно болен, и Анна, только что окончившая фельдшерскую школу, по благословению игуменьи, как сестра милосердия, сопровождала в ссылку невинного страдальца за веру.
За свою жизнь епископ Серафим Дмитровский шесть раз был арестован, трижды состоял под следствием. В течение пятнадцати лет Анна Патрикеева была верной спутницей и помощницей своего духовного отца, епископа Серафима в ссылках и изгнании — в Зырянском крае, затем в Казахстане, в Сибири. Для нее это были уроки мужества и непоколебимой веры в Бога.
Пред вами не злобный преступник, мятежник,
Не страшный разбойник, убийца и вор.
Смотрите, как часто с мольбою прилежной,
Он к небу возводит свой праведный взор.
Он Господа молит за паству родную,
Он молит за всех — за врагов, за друзей.
Стремился он каждую душу больную
Согреть и утешить любовью своей.
Летом 1937 года Владыка Серафим был арестован в последний раз и приговорён к расстрелу. В материалах следствия есть и такое обвинение: «слыл среди верующих за святого человека». Приговор был приведен в исполнение 26 августа 1937 года в городе Омске.
Анна Патрикеева сохранила письма, записи бесед священномученика 20 века Серафима Дмитровского.
В 1942 она году она приняла монашество с именем Иоанна.
Мать Иоанна (Патрикеева) вела духовный дневник, писала иконы и картины, оставила воспоминания о своем духовном отце, святителе Серафиме Дмитровском.
В 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной епископ Серафим (Звездинский) был причислен к лику священномучеников. Матушка Иоанна не дожила до этого времени, но она знала, что подвиг невинного страдальца за веру не забудут.
Иди же, невинный Святитель-изгнанник,
Твой путь незнакомый тернист и далёк,
Но Бога слуга и достойный избранник,
Не будешь ты с Ним никогда одинок.
Да будет всегда Он с тобою незримо.
Иди же, Христу уловляя людей,
И чудное имя нося Серафима,
Небесной любовью, как он, пламеней.
Будь яркой звездою в далеком изгнаньи.
Как здесь ты светил, так свети же и там,
Но верим, настанет конец испытанью
И снова во славе вернешься ты к нам.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.