
Порой поэзия рождается из любви и искренности ... И тогда даже начинающий поэт может создать замечательные стихотворные строки.
Сегодня мы говорим о святителе Серафиме Дмитровском и стихотворении Анны Патрикеевой «Лазурное небо склонилось над нами...»
Место действия — Москва, Таганская тюрьма.
Время действия — 1923 год.
Анна Патрикеева, в будущем — схимонахиня Иоанна — родилась в Москве в начале 20 века в Москве, в благочестивой купеческой семье.
С раннего детства родители водили ее на воскресные службы в Чудов монастырь, где с амвона звучали проповеди иеромонаха Серафима Звездинского. Когда Аня подросла, отец Серафим стал ее духовным отцом.
После революции Патриарх Тихон поставил Серафима Звездинского Дмитровским епископом. Анна Патрикеева, в то время — гимназистка — стала приезжать к своему духовному отцу для исповеди и причащения в город Дмитров.
В ноябре 1922 года владыка Серафим был арестован и приговорен к двухлетней ссылке.
Аня Патрикеева была среди тех, кто в апрельский день 1923 года стоял возле ворот Таганской тюрьмы, откуда выводили заключенных для отправки по этапу.
В стихотворении «Лазурное небо склонилось над нами...» она вспоминает, как увидела после долгой разлуки в колонне арестантов своего духовного отца:
В рядах заключённых был он, наш Святитель,
В молитву сердечную весь погружён.
Высокого сана достойный носитель,
Приветлив и светел, как Ангел был он.
Он вышел и твёрдою бодрой стопою
Прошёл величаво, спокойно вперёд,
Живою его окружая стеною,
Потоком широким стремился народ.
Смотрите, вот пастырь-изгнанник пред нами,
Святой панагией украшена грудь.
Сияя любовью, как будто лучами,
Готов он в далёкий отправиться путь.
В тот апрельский день девятнадцатилетняя Анна Патрикеева отправлялась вместе с владыкой Серафимом в неведомый Зырянский край, на поселение в Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар — столица Республики Коми).
Для Ани Патрикеевой, в то время — послушницы Серафимо-Знаменского скита, это было первое большое послушание.
Владыка был серьёзно болен, и Анна, только что окончившая фельдшерскую школу, по благословению игуменьи, как сестра милосердия, сопровождала в ссылку невинного страдальца за веру.
За свою жизнь епископ Серафим Дмитровский шесть раз был арестован, трижды состоял под следствием. В течение пятнадцати лет Анна Патрикеева была верной спутницей и помощницей своего духовного отца, епископа Серафима в ссылках и изгнании — в Зырянском крае, затем в Казахстане, в Сибири. Для нее это были уроки мужества и непоколебимой веры в Бога.
Пред вами не злобный преступник, мятежник,
Не страшный разбойник, убийца и вор.
Смотрите, как часто с мольбою прилежной,
Он к небу возводит свой праведный взор.
Он Господа молит за паству родную,
Он молит за всех — за врагов, за друзей.
Стремился он каждую душу больную
Согреть и утешить любовью своей.
Летом 1937 года Владыка Серафим был арестован в последний раз и приговорён к расстрелу. В материалах следствия есть и такое обвинение: «слыл среди верующих за святого человека». Приговор был приведен в исполнение 26 августа 1937 года в городе Омске.
Анна Патрикеева сохранила письма, записи бесед священномученика 20 века Серафима Дмитровского.
В 1942 она году она приняла монашество с именем Иоанна.
Мать Иоанна (Патрикеева) вела духовный дневник, писала иконы и картины, оставила воспоминания о своем духовном отце, святителе Серафиме Дмитровском.
В 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной епископ Серафим (Звездинский) был причислен к лику священномучеников. Матушка Иоанна не дожила до этого времени, но она знала, что подвиг невинного страдальца за веру не забудут.
Иди же, невинный Святитель-изгнанник,
Твой путь незнакомый тернист и далёк,
Но Бога слуга и достойный избранник,
Не будешь ты с Ним никогда одинок.
Да будет всегда Он с тобою незримо.
Иди же, Христу уловляя людей,
И чудное имя нося Серафима,
Небесной любовью, как он, пламеней.
Будь яркой звездою в далеком изгнаньи.
Как здесь ты светил, так свети же и там,
Но верим, настанет конец испытанью
И снова во славе вернешься ты к нам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер