
Порой поэзия рождается из любви и искренности ... И тогда даже начинающий поэт может создать замечательные стихотворные строки.
Сегодня мы говорим о святителе Серафиме Дмитровском и стихотворении Анны Патрикеевой «Лазурное небо склонилось над нами...»
Место действия — Москва, Таганская тюрьма.
Время действия — 1923 год.
Анна Патрикеева, в будущем — схимонахиня Иоанна — родилась в Москве в начале 20 века в Москве, в благочестивой купеческой семье.
С раннего детства родители водили ее на воскресные службы в Чудов монастырь, где с амвона звучали проповеди иеромонаха Серафима Звездинского. Когда Аня подросла, отец Серафим стал ее духовным отцом.
После революции Патриарх Тихон поставил Серафима Звездинского Дмитровским епископом. Анна Патрикеева, в то время — гимназистка — стала приезжать к своему духовному отцу для исповеди и причащения в город Дмитров.
В ноябре 1922 года владыка Серафим был арестован и приговорен к двухлетней ссылке.
Аня Патрикеева была среди тех, кто в апрельский день 1923 года стоял возле ворот Таганской тюрьмы, откуда выводили заключенных для отправки по этапу.
В стихотворении «Лазурное небо склонилось над нами...» она вспоминает, как увидела после долгой разлуки в колонне арестантов своего духовного отца:
В рядах заключённых был он, наш Святитель,
В молитву сердечную весь погружён.
Высокого сана достойный носитель,
Приветлив и светел, как Ангел был он.
Он вышел и твёрдою бодрой стопою
Прошёл величаво, спокойно вперёд,
Живою его окружая стеною,
Потоком широким стремился народ.
Смотрите, вот пастырь-изгнанник пред нами,
Святой панагией украшена грудь.
Сияя любовью, как будто лучами,
Готов он в далёкий отправиться путь.
В тот апрельский день девятнадцатилетняя Анна Патрикеева отправлялась вместе с владыкой Серафимом в неведомый Зырянский край, на поселение в Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар — столица Республики Коми).
Для Ани Патрикеевой, в то время — послушницы Серафимо-Знаменского скита, это было первое большое послушание.
Владыка был серьёзно болен, и Анна, только что окончившая фельдшерскую школу, по благословению игуменьи, как сестра милосердия, сопровождала в ссылку невинного страдальца за веру.
За свою жизнь епископ Серафим Дмитровский шесть раз был арестован, трижды состоял под следствием. В течение пятнадцати лет Анна Патрикеева была верной спутницей и помощницей своего духовного отца, епископа Серафима в ссылках и изгнании — в Зырянском крае, затем в Казахстане, в Сибири. Для нее это были уроки мужества и непоколебимой веры в Бога.
Пред вами не злобный преступник, мятежник,
Не страшный разбойник, убийца и вор.
Смотрите, как часто с мольбою прилежной,
Он к небу возводит свой праведный взор.
Он Господа молит за паству родную,
Он молит за всех — за врагов, за друзей.
Стремился он каждую душу больную
Согреть и утешить любовью своей.
Летом 1937 года Владыка Серафим был арестован в последний раз и приговорён к расстрелу. В материалах следствия есть и такое обвинение: «слыл среди верующих за святого человека». Приговор был приведен в исполнение 26 августа 1937 года в городе Омске.
Анна Патрикеева сохранила письма, записи бесед священномученика 20 века Серафима Дмитровского.
В 1942 она году она приняла монашество с именем Иоанна.
Мать Иоанна (Патрикеева) вела духовный дневник, писала иконы и картины, оставила воспоминания о своем духовном отце, святителе Серафиме Дмитровском.
В 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной епископ Серафим (Звездинский) был причислен к лику священномучеников. Матушка Иоанна не дожила до этого времени, но она знала, что подвиг невинного страдальца за веру не забудут.
Иди же, невинный Святитель-изгнанник,
Твой путь незнакомый тернист и далёк,
Но Бога слуга и достойный избранник,
Не будешь ты с Ним никогда одинок.
Да будет всегда Он с тобою незримо.
Иди же, Христу уловляя людей,
И чудное имя нося Серафима,
Небесной любовью, как он, пламеней.
Будь яркой звездою в далеком изгнаньи.
Как здесь ты светил, так свети же и там,
Но верим, настанет конец испытанью
И снова во славе вернешься ты к нам.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема