Христианская проповедь на славянском языке на территории Сербии впервые зазвучала в 9-м веке — из уст святых братьев Кирилла и Мефодия. Позже миссионерскую деятельность здесь продолжили их ученики — святые Климент и Наум.
Самый дорогой сербскому сердцу и самый почитаемый на этой земле святой — святитель Савва. Он основал независимую Православную Сербскую Церковь и стал ее первым архиепископом, много лет трудясь над просвещением своего народа.
Святой Савва, в миру Растко, был сыном знаменитого основателя самостоятельного сербского государства Стефана Немани. В 17 лет он тайно покинул отчий дом и принял на Афоне монашеский постриг под именем Савва. А спустя 4 года и его отец, отрекшись от престола, постригся в монахи под именем Симеон и поселился с сыном на Святой Горе. Вместе они возвели на Афоне сербский Хиландарский монастырь. Но вскоре после завершения строительных работ Симеон скончался.
Спустя время на Афон стали приходить страшные вести из родного края святого Саввы: в Сербии началась война между его братьями. Старший Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих целей Вукан подчинился папе римскому, и в его владениях было сильно влияние римской католической церкви.
Савве пришлось покинуть любимую обитель и отправиться на родину, чтобы примирить враждующих братьев. Житие описывает, что прибыв в Сербию, он ходил по родной стране, неустанно проповедуя Евангелие.
Уговорами и молитвами святого Саввы, вражда между его братьями прекратилась, и в сербских землях воцарился мир.
В 1219-м году Савва отправился к константинопольскому патриарху Герману. Тогда произошло важное историческое событие: он был поставлен архиепископом всея Сербии. Это означало создание независимой Сербской Православной Церкви.
Всю свою дальнейшую жизнь первосвятитель посвятил утверждению Православия и распространению славянского просвещения на родной земле. По его воле открывались новые епархии, где строго соблюдались церковные каноны и совершалось богослужение на славянском языке. В жизнь монашества святитель ввел афонские уставы, а сами монастыри сделал центрами духовного просвещения.
Четырнадцать лет управлял святой Савва своей паствой. Он стал незаменимым духовным покровителем своего народа, неустанно наставляя и укрепляя своих чад.
Святитель Савва скончался в 1237-м году. Спустя триста лет его чудотворные мощи были сожжены турецкими поработителями Сербии на горе Врачар. На этом месте сейчас находится храм Святого Саввы — один из самых крупных православных храмов в мире.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница