«Святитель Нектарий Эгинский. Фильм «Человек Божий». Прот. Артемий Владимиров, Юрий Цейтлин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святитель Нектарий Эгинский. Фильм «Человек Божий». Прот. Артемий Владимиров, Юрий Цейтлин

* Поделиться

Нашими гостями были духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров и выпускающий продюсер фильма «Человек Божий» на территории России Юрий Цейтлин.

Мы говорили о святителе Нектарии Эгинском, о том, за что его особенно почитают не только на его родине в Греции, но и по всему миру, о случающихся чудесах по молитвам к нему, а также о выходящем в прокат в нашей стране фильме о жизни и подвиге этого удивительного святого.

Ведущая: Алла Митрофанова.


А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Еще раз здравствуйте, дорогие слушатели. Я Алла Митрофанова. И ближайший час мы будем говорить об удивительном человеке, не вполне нашем современнике — скончался он в 1920 году, но, как понимаем, на линейке времени он не так далеко от нас отстоит. Имя его известно, наверное, каждому греку. В России известно чуть менее, но все равно, думаю, что и среди вас, да и, наверное, среди гораздо более широкого круга людей святитель Нектарий Эгинский — это святой, к которому часто обращаются и которого порой даже называют святителем Николаем XX века.

Протоиерей Артемий

— А также сравнивают (простите, я вмешиваюсь) с великомучеником исцелителем Пантелеимоном по чудесному дару врачевать душевные и телесные человеческие недуги.

А. Митрофанова

— Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, сегодня в нашей студии. Отец Артемий, добрый вечер.

Протоиерей Артемий

— Приветствую вас. И, признаться, не без некоторого волнения я шел сюда, в студию, для того чтобы обратить ум и сердце к святителю Нектарию. Потому что много лет тому назад, в начале 90-х годов, еще ничего не зная об этом греческом чудотворце, богослове, подвижнике, великом молитвеннике, врачевателе, особенно прославившемся после кончины дарованием здоровья онкологическим больным, и молодым священником я получил предложение составить ему на русском языке акафист. И поэтому, прочитав доступную мне литературу, полюбил этого святителя всем сердцем. И, думаю, что только с Божией помощью выполнил работу, которая сегодня имеет хождение у нас в Русской Православной Церкви. И считаю это маленьким чудом от самого святителя Нектария.

А. Митрофанова

— Огромное спасибо вам за этот акафист. В открытых источниках ведь можно его найти, в интернете есть он?

Протоиерей Артемий

— Думаю, что да.

А. Митрофанова

— У нашего разговора, кроме прочего, есть еще инфоповод важный: в прокат выходит фильм — художественный, кстати говоря, с любопытными артистами, — посвященный жизни святителя Нектария Эгинского. Называется фильм «Человек Божий». О нем мы тоже сегодня, я думаю, немного поговорим. Ждем нашего второго собеседника — Юрия Цейтлина, продюсера проката этого фильма здесь, в России. А отец Артемий, все-таки очень хотелось бы поговорить о святителе Нектарии как о феномене. Вот из того, что известно о нем мне — я человек плохо образованный, и тем не менее, он действительно, как принято говорить, помогает больным, страдающим от рака...

Протоиерей Артемий

— И подобно святителю Луке Крымскому, собратом которого он является даже по времени, старшим собратом, зафиксированы замечательные явления, посмертные явления святителя Нектария в больницах, в домах престарелых, явления, наяву имевшие место. Такую благодать Бог даровал этому чистому душой и телом, смиренному служителю Святой Троицы, памятником деятельности которого и является остров Эгина и замечательный красивый храм (под сводами этого храма и почивают нетленные мощи святителя Нектария) близ Афин.

А. Митрофанова

— Недалеко, действительно. А тот или иной святой, как правило, мы к ним обращаемся со своими бытовыми нуждами или проблемами, связанными со здоровьем, в силу того что... Ну на самом деле никто не знает, почему тот или иной святой «отвечает» (в кавычках говорю об этом) за те или иные вопросы. Ну вот святитель Нектарий Эгинский, он ведь сам претерпел раковое заболевание в конце жизни, от которого и скончался, и очень-очень сильно страдал. И при этом практически уже на смертном одре исцелил от смертной болезни своего соседа по палате.

Протоиерей Артемий

— Соседа по палате. Да, это одно из свидетельств того, что, словами апостола Павла выражая нашу мысль, сам искушен быв, мог искушаемым помогать и помогает. То есть претерпев с благодарением этот недуг как попущенное ему испытание, восприняв его как дар, который нести тяжело, это крест, но дар, который не умалил его живой и зрячей веры, но, напротив, был причиной умножения Божественной благодати, святитель Нектарий, что я и пытался отразить в кондаках и икосах акафиста, действительно особенно скоропослушлив, особенно слышит и быстро приходит на помощь тем, кто, по Божиему попущению, в силу различных, неведомых нам и земных обстоятельств, несет этот крест болезни с надеждой на обретение здоровья, исцеления, с надеждой на то, что Господь Бог не даст человеку страдать выше его слабых сил.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, вы когда занимались составлением акафиста, подробно изучали жизнь святителя Нектария Эгинского. И, надо сказать, не только вот эта болезнь онкологическая была испытанием в его судьбе. Так вышло, что первая половина его жизни, она ознаменовалась таким стремительным, можно сказать, карьерным взлетом — он довольно рано был поставлен в епископы, и ему покровительствовал сам Александрийский патриарх, и он служил в Каире, будущий святитель Нектарий. Его невероятно любила паства, чувствуя его сердце и отношение к людям. И при этом вторая половина его жизни — это череда каки-то необъяснимых гонений. То есть рухнуло все — его изгнали из Каира, на него там какие-то кляузы стали писать, его оклеветали в глазах ну его фактически духовного наставника, патриарха Софрония, если я не ошибаюсь. И потом он оказывается в Афинах в полной нищете, он скитается, готов браться за какую-то поденную работу. Он вообще, его не пускают в храмы. И все это не умещается в голове, как это возможно.

Протоиерей Артемий

— Нужно сказать, что фильм достаточно фактографичен и он позволяет зрителю, современному российскому зрителю, в общих чертах проследить эту яркую, насыщенную внешними событиями, едва ли не приключенческого характера, но особенно Духом Божиим осиянную прекрасную жизнь. Действительно, Макарий Великий, древний подвижник, говорит: где Дух Святой, там и гонения. Мир не вмещал и не вмещает Божественной благодати. И, как ни странно, даже внутри Александрийской иерархии, среди тех, кого светские люди назвали бы коллеги, партнеры, возникло стремление вытолкнуть душу святителя Нектария, как пробку из воды. Может быть, потому что нелицемерные чистота, смирение, милосердие и дар Иисусовой сердечной молитвы это совсем не то, что церковная дипломатия, знание правил хорошего тона, умудренность в общении со светскими властями, умение улаживать сложные дела на грани политики, общественной жизни. И фильм хорошо свидетельствует о том, что церковный народ ищет в священнослужителях Православной Церкви как раз не этих условностей, не этих внешних навыков и искусства, которым владеют дипломаты, и литераторы, и прочие представители светских профессий, но ищет как раз внутренней посвященности себя Богу, жертвенного служения Создателю, ищет сокровенного дара всегдашнего предстательства пред лицем Божиим за народ. В этом отношении святитель прожил жизнь, которая вполне укладывается, так сказать, в житийным трафарет, говоря грубо. Однако хочется вспомнить и вторую половину его жизни. Ведь когда на острове Эгина он организовал монастырь женский — и это был некий аналог мельничной обители Дивеева — юные, чистые, непорочные создания, привлекаемые благодатью святителя Нектария, его пастырским смирением и мудростью, оставляя мир, входили в общину, какие гонения — казалось бы, в православной стране, в Греции, — воздвиг диавол: он был оклеветан, его обвиняли в растлении молодежи, едва ли не какие-то следователи по уголовным делам приезжали с намерением проводить какие-то экспертизы. Это была сущая клевета, которая, как пена, вздымаемая волнами, разрасталась и потом мгновенно исчезла, когда чаша вот этого Божиего долготерпения исполнилась. Святитель был оправдан, и последние уже годы его жизни он пользовался заслуженной славой и признанием не только местных жителей Эгины, но, с позволения сказать, всего мира, постольку поскольку подобный светильник не мог утаиться под спудом.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, а вот вы когда были молодым совсем, начинающим священником, взялись за акафист святителю Нектарию Эгинскому и познакомились с такими фактами его биографии, у вас не возникало вопроса: ну как же так? Ведь это же Церковь. Казалось бы, Церковь, как лучшая часть того, что может быть на земле. И даже в Церкви возможны клевета, зависть, не знаю, что еще, вот эти подозрения страшные в адрес абсолютно невиновного человека, более того, человека святой жизни. Почему это так?

Протоиерей Артемий

— Лукавый не дремлет, пользуясь и нащупывая слабые звенья в золотой цепи, то есть в единстве крещеных православных людей. А давайте с вами вспомним преподобного Серафима Саровского. Сейчас у нас сложился едва ли не лубочный образ этого светоносного старца, однако братия монастыря гнали его и не почитали за праведника, и клевета очень и очень касалась сердца этого непорочного служителя Богородицы. А вспомним преподобного Силуана Афонского, современника святителя Нектария Эгинского — простой монах не был признан братией монастыря, никто не понимал его подвига умной молитвы. А когда он скончался, и паломники, прочитав книгу о старце, приезжали в Пантелеимонов монастырь, тамошние наместники, настоятель, даже желали уничтожить его главу, потому что им было непонятно, почему выделяют старца Силуана среди прочих. Так что здесь объяснение простое — оно не в порочности окружающих этих светочей людей, а в немощах человеческого сердца — сердца, не всегда умеющего разгадать происки лукавого. Он-то, падший дух, и воздвигает гонение на служителя Божия, очевидно ради того, чтобы сердце его было испытано Богом, как испытано сердце многострадального Иова.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Напомню, в нашей студии протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. И к нам присоединился Юрий Цейтлин, выпускающий продюсер художественного фильма «Человек Божий» на территории России, фильма, который посвящен святителю Нектарию Эгинскому. Юрий, добрый вечер.

Ю. Цейтлин

— Добрый вечер.

А. Митрофанова

— Скорее всего и у вас тоже свое знакомство со святителем Нектарием было. Вот отец Артемий писал акафист ему, а вы, коль скоро прокатом фильма такого интересного занимаетесь, наверняка тоже имеете и личные переживания от встречи с этим святым в связи с фильмом или, может быть, еще раньше. Расскажите, пожалуйста, как вы узнали о нем?

Ю. Цейтлин

— Ну я достаточно часто бывал в Греции и, к своему сожалению, кстати говоря, с этим святым я не был так близко знаком, это моя первая встреча. Но, по милости Божией, вот последнее время как-то так вот Господь, видимо, какие-то таланты, которые, надеюсь, я не зарываю, у меня есть, и как-то вся моя деятельность, связанная с музыкой и с кино, последнее время как-то идет она во славу Божию. И вот знакомство, когда мы узнали — знаете, это на самом деле куча мистических совпадений. Потому что мы вообще следим за фильмами, которые выходят за границей, пытаемся их отслеживать, хорошие фильмы, и покупать. Но этот фильм мы совершенно не видели и не знали. И вот мой хороший друг, священник отец Сергий, который настоятель храма в Пахомово, простите, Тульской области, Серафима Саровского, он в какой-то момент мне написал, говорит: а что вы этот фильм, будете выпускать или нет? И для меня это было совершенное удивление, потому что мы были на всех кинорынках, и присутствовали, отслеживали, работает куча специалистов — этот фильм не был замечен. И я сказал нашим коллегам, что надо срочно его найти. И в тот момент, когда они начали его искать, в этот же день фактически или, может быть, через день, мне звонит мой товарищ, партнер, Максим Рогальский, который возглавляет «Ракета Релизинг», компанию, которая прокатывает этот фильм, и говорит: ты знаешь, ты не хочешь поработать? Я знаю, ты воцерковленный человек, и тебе нравятся такие проекты. Вот к нам пришел продюсер этого фильма в Москве. Это на следующий день произошло просто, понимаете. И, говорит, такой интересный человек — грек, его жена сербка, вот Алекс, грек, и жена его, сербка, Елена Попович, которая...

А. Митрофанова

— Собственно режиссер фильма.

Ю. Цейтлин

— Режиссер фильма, да. И вот они ходили по разным компаниям, и вот в итоге пришли ко мне, и по-моему, у нас какой-то контакт наладился. Я рассказал о тебе, что ты сотрудничаешь с радио «Вера», телеканалом «Спас», и что вот такие фильмы выпускаете. И что не хочешь ли ты... Я так удивился: слушай, я только сегодня вот буквально, вчера узнал...

Протоиерей Артемий

— Занялся поисками.

Ю. Цейтлин

— Занялся поисками этого фильма. Этот фильм пришел сам, вот, понимаете, насколько все, ничего же случайного у Бога не бывает. Я понимаю, что это вот так Господь призрел на нас. И мы, конечно, сразу за это взялись, посмотрели этот фильм. И он был представлен на Московском фестивале и получил приз зрительских симпатий, что крайне редко, в общем, ну в принципе, для проектов. Ну в моей жизни не было еще таких проектов, которые на МК взяли бы такую награду. Это самая лучшая на самом деле награда, когда люди вот голосуют своим сердцем.

Протоиерей Артемий

— Это самое подлинное свидетельство о том, что эта работа нашла путь к сердцу зрителя.

Ю. Цейтлин

— Да. И, конечно, все выходят в слезах из кинотеатра. И вот, как батюшка Артемий сказал, когда он помогал, делал небольшое интервью о фильме, что на самом деле многие, я думаю, может быть, незнакомы с этим святым, но через этот фильм есть такая прекрасная возможность в этой суете мирской и, слава Богу, что есть такие фильмы, что можно прийти, посвятить полтора часа времени, побыть в этой благодати, посмотреть на этого удивительного человека, который, претерпев все гонения, там милостью Божией, конечно, даже обычному человеку это сложно вообще понять, как это возможно. Потому что что может быть больнее, когда ты терпишь страдания и такие гонения от своих людей. И насколько он не потерял веру в Бога, и любовь, и продолжил жить по Евангелию. И как бы претерпев все скорби, конечно, с помощью Божий, вот теперь святой человек. И это, конечно, удивительно, здорово.

А. Митрофанова

— Вот вспоминается ветхозаветный Иосиф, которого братья продали в рабство и оставили в яме... Ну, в общем, ужасные какие-то ситуации, которые в его сердце каким-то образом разрешились, и он любви к братьям не утратил. Когда они пришли в Египет просить, дайте нам хлеба, он же понял, что перед ним братья, он их принял с любовью...

Протоиерей Артемий

— «Не бойтесь, я Божий», — ответил святой Иосиф.

А. Митрофанова

— Вот это удивительно. И, в общем-то, святитель Нектарий Эгинский, проходя через те гонения, которые выпали на его долю, не утрачивает веру в Бога — это понятно, он слишком Бога любит. Он не утрачивает веру в Церковь.

Протоиерей Артемий

— И скажем без обиняков, что святитель Нектарий незримыми нитями связан и с Афоном, с афонской исихастской традицией, был умным делателем — то есть это был человек, который настолько вверился благодати, еще и по природе чистый душой и телом, что он ходил в невидимом для других фаворском свете. Его можно сравнить со святителем Григорием Паламой, с нашим преподобным Серафимом, о котором мы уже упоминали. И те, кто после фильма захотят еще познакомиться с подробным его жизнеописанием, помимо поразительных посмертных чудес, они вспомнят эпизоды из биографии, ими прочитанной, как одна юная послушница, зайдя в малую церковку (а на острове Эгина сотни часовен, храмов — это такой удивительный греческий Суздаль и Углич, вместе взятые), увидела своего духовного отца, который в сиянии, с воздетыми руками молился в воздухе — то есть Божия благодать зримо его осеняла. Он заклял эту послушницу до кончины своей никогда об этом не рассказывать. Но, наверное, одно из самых поразительных чудес, важных для тех, кто страждет от онкологии и других тяжелых недугов (сегодня уже последствия ковида настолько непросты, что, помимо человеческой помощи, хочется еще вкусить благодать Духа Святого, врачующую нашу природу), так вот один священник греческий, у которого была открытая рана на груди, он строил храм во имя святителя Нектария и переживал, что умрет, прежде чем закончится построение храма. И жертвенно он отдавал все силы, средства на построение этой церкви, уже близкий к отчаянию. Потому что, сами знаете, физическая боль помрачает душу, и человек не может чирикать и радостно петь гимны Богу. И вдруг ему является святитель Нектарий, до времени неузнанный, воочию, и утешает этого своего собрата, говоря, что его труды взошли пред лице Божие. Прикасается к его ране (все это наяву свершается), и открытая рана ужасная, которую и перевязывать-то было врачам нелегко, исчезает. И это не сказка, это документировано, это известные факты. Батюшка, поняв, что перед ним живой святитель Нектарий, подобно Лазарю, воскрешенному из мертвых, в пасхальной радости возвещает всей округе о том, что святой, которому он посвятил храм, явился ему лицем к лицу, довершает это строительство. И вот в молитвах, которые обыкновенно присовокупляются к акафисту, я просто пересказываю в пространной молитве это свидетельство, очень важное для наших болящих и страждущих. Потому что, помимо греческого образа «Всецарицы», всем известного уже, из Ватопедского монастыря, и во многих копиях присутствующего у нас в России, святитель Нектарий, его иконы очень важны. Если с верой в Святую Троицу мы, изнемогая уже по-человечески в надежде на докторов, призываем имя святителя Нектария, ходатая пред Богом за врачевание раковых опухолей.

А. Митрофанова

— А святитель Нектарий, напомню, жил — родился он в середине XIX века и скончался в 1920 году. Отец Артемий, а то чудо, о котором вы сейчас рассказывали, исцеление человека с открытой раной на груди, священника, не помните, в какой период это было приблизительно?

Ю. Цейтлин

— Я полагаю, что это было... боюсь сказать неправду, либо в довоенные, либо в послевоенные годы. Раз святителю Нектарию созидался храм...

А. Митрофанова

— А, он, значит, был прославлен в лике святых к этому моменту.

Протоиерей Артемий

— Да, он был в Греции прославлен в лике святых — как бы это не было в 50–60-е годы.

А. Митрофанова

— В 60-е скорее всего, начало 60-х. Потому что он прославлен в начале 60-х, по-моему. Удивительно. Ну наверное, это не единственное свидетельство о силе святителя Нектария и о его любви прежде всего.

Протоиерей Артемий

— Я вот вам признаюсь, что как священник, когда меня просят помолиться о страждущих и, зная о том, что молитвы наши принимаются святыми, и они их возносят престолу Божию, всегда обращаюсь мысленно к святителю Луке Крымскому, к святителю Нектарию Эгинскому, к святому Пантелеимону исцелителю. И для меня вот эта троица врачевателей — умолчим о бессребрениках Косме и Дамиане, Кире и Иоанне и прочих врачах древности, но вот святитель Лука и святитель Нектарий — это действительно два брата, русский и греческий святители. И если сейчас, увы, временно очень болезненные происходят явления, в связи с раскольнической деятельностью некоторых греческих иерархов, то несомненно, что на небе эти два великих ходатая о мире церковном просят Господа и о болящих, и о том, чтобы риза Христова, раздираемая политическими актами тех епископов, которые потеряли страх Божий, была вновь соединена. И глубоко верим, что, может быть, и сам фильм побудит зрителей (а это, конечно, крещеные люди) сердечнее молиться о том, чтобы был преодолен болезненный раскол, учиненный Патриархией Константинопольской. И думаю, что очень вовремя сейчас появится эта работа, которая, конечно, не оставляет равнодушным даже нецерковного человека, но оказавшегося в кресле кинотеатра.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Напомню, что в гостях у нас сегодня протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. И Юрий Цейтлин, выпускающий продюсер кинофильма «Человек Божий» на территории России. Я Алла Митрофанова. Буквально через минуту вернемся к этому разговору и продолжим рассказывать вам о святителе Нектарии Эгинском.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие слушатели. Я Алла Митрофанова. И с радостью напоминаю, что в нашей студии протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. И Юрий Цейтлин, выпускающий продюсер кинофильма «Человек Божий» на территории России. Говорим сегодня о святителе Нектарии Эгинском. Инфоповодом к нашему разговору становится выход фильма «Человек Божий» на широкие экраны. На следующей неделе Юрий, верно, чуть ли не на Покров, вы выпускаете картину?

Ю. Цейтлин

— Да, совершенно верно. Так все совпало, что вот на Покров Божией Матери у нас выходит этот фильм.

Протоиерей Артемий

— Юрий, а если можно, от меня тоже вопрос: а этот фильм уже видели наши зрители? Какое впечатление премьера этой картины в России произвела на тех, кто сподобился его посмотреть?

Ю. Цейтлин

— На Московском кинофестивале он был единожды показан и произвел большое впечатление на людей, как я говорил.

А. Митрофанова

— Получил приз зрительских симпатий.

Ю. Цейтлин

— И для нас, конечно, большая гордость. И надо сказать, что все его очень ждут, мы смотрим, нам пишут активно люди, что очень хотят его посмотреть, очень беспокоятся, что фильм, может быть, будет как в ограниченном прокате. Потому что у нас вообще с этим есть сложности.

Протоиерей Артемий

— А какой потенциальный ареал проката этого фильма?

Ю. Цейтлин

— Ну в итоге это все федеральные округа. На удивление, все директора кинотеатров посмотрели и все нас поддержали, и это для нас большая-большая радость. И каждый человек в каждом округе, регионе, сможет его посмотреть. Тем не менее мы пишем, конечно, просим донести информацию о том, что фильм выходит. Потому что фильм как бы ну он не суперкоммерческий, да, то есть нет возможности у него вкладывать большие деньги в рекламу.

А. Митрофанова

— Ну, извините, в нем снялись известный в России Александр Петров, в одной из таких важных ролей. И в эпизодической, но тем не менее тоже очень существенной роли там снялся Микки Рурк.

Ю. Цейтлин

— Микки Рурк, да, совершенно верно. Ну я имею в виду, что нет такой возможности массово нам по Первому каналу сказать, что фильм выходит на экраны. Поэтому мы просим и владык вот, и написали письма в епархии, чтобы они, по возможности, донесли до прихожан о том, что фильмы такие выходят, и мы готовы способствовать каким-то коллективным показам. То есть, может быть, вот мы будем у себя на приходе с большим удовольствием соберемся и пойдем все вместе посмотреть, чтобы вот разделить эту радость внутри прихода, как-то вот с батюшкой, со священником своим, это здорово. Поэтому я просто тех, кто нас слушают, как призываю не стесняться, обращаться, может быть, к батюшкам. Мы разослали всю информацию, и мы поможем таким коллективным показам. Если в каком-то городе вдруг по какой-то причине фильма нет, то мы обязательно по такой заявке свяжемся с этим кинотеатром, доставим туда копию, организуем этот поход, поэтому ну вот как бы...

А. Митрофанова

— Режим максимального благоприятствования.

Ю. Цейтлин

— Мы пытаемся сделать все, чтобы, да, максимальное количество людей его посмотрело, конечно.

А. Митрофанова

— Удивительный феномен. Если даже кто-то из нас впервые для себя сейчас слышит имя святителя Нектария Эгинского, думаю, практически невозможно найти людей, которые хотя бы раз в жизни не слышали одно выдающееся музыкальное произведение — гимн, написанный им Пресвятой Богородице, —"Агни Парфене«. Исполняется, мне кажется, самыми разными хорами...

Протоиерей Артемий

— В любом храме, на праздник.

А. Митрофанова

— В любом храме на праздник Богородичный или просто в ожидании причастия, пока священники причащаются в алтаре, вот эта пауза, которая заполняется уже не вполне богослужебными, наверное, песнопениями. Ну по-разному бывает, но разрешены вот такие, скажем, срединные гимны между богослужебными и народными песнями, и «Агни Парфене» исполняется очень часто. Это музыка, которая, мне кажется, ну не только музыка, но и текст, безусловно, да, один раз можно услышать, и ты не забудешь этого уже никогда в жизни. Помню свое первое впечатление от встречи с этим гимном — я, знаете, была настолько поражена, мне казалось, человек не способен такое написать. И выясняется, что автор этой музыки и этого текста святитель Нектарий Эгинский. И, как тоже становится известно сейчас, вот уже когда мы обращаем внимание на эту историю, писал он этот гимн для того, чтобы подбодрить строителей Троицкого монастыря, как раз там, на острове, где он обитель женскую созидал. Ну нам песня строить и жить помогает, получается, ну действительно так. Люди, углублявшиеся в этот гимн, исполнявшие его во время строительства, они как-то концентрировались на работе, у них силы дополнительные появлялись, и Богородица, думаю, им давала эти силы тоже. Это удивительная история.

Протоиерей Артемий

— Святитель Нектарий — искренний почитатель Пресвятой Девы Марии, более того, Ее послушник. Этот человек, очистивший свое сердце от эгоизма, себялюбия, раскрывший в себе с Божией помощью все дары Святого Духа, конечно, был удивительно близок Царице Небесной. И поэтому упомянутое вами произведение, равно как и многие другие, им написанные, дышат беспредельной любовью к Богоматери, составляют собою сокровищницу церковных песнопений. И замечательно, что у нас в России это греческое песнопение с характерными модуляциями, рисунком мелодическим, как вы справедливо сказали, настолько прижилось, что народ начинает даже подпевать. Может быть, не греческие слова, но русский перевод зная наизусть.

А. Митрофанова

— Еще одно удивительное такое явление. Мы упоминаем в течение сегодняшнего разговора о строительстве монастыря Троицкого для общины девушек, монахинь, пожелавших принять постриг и быть под началом святителя Нектария. А ведь этот монастырь он строил вместе с ними. Ну то есть вот там строители, которые таскали камни, возводили эти стены и прочее, там и девушки сами, так понимаю, принимали посильное участие в строительстве, и святитель Нектарий — первый среди всех. И камни таскал, и стены клал, и красил, и чего он там только ни делал. Эпизод, может быть, в масштабах его жизни не столь существенный, но по-человечески невероятный. Он как идейный вдохновитель, человек, находящий, аккумулирующий средства на строительство этого монастыря, мог бы вообще сидеть в сторонке в кресле и попивать кофе в этот момент. Но нет, он вместе со всеми таскает камни. Это какие-то человеческие черты его невероятные. Понимаешь, узнавая вот эти факты его жизни, что такое путь к святости. Это вот какое-то постоянное забывание себя, получается? Юрий кивает. Видимо, вы согласны.

Ю. Цейтлин

— Ну это потрясающая, конечно, уму непостижимая для обычного человека аскеза и смирение, постоянная молитва. И в итоге ведь мучительная смерть, в общем-то, от болезни.

А. Митрофанова

— От болезни.

Ю. Цейтлин

— И, если я ничего не путаю, как раз от рака. И, конечно, ну нет слов, просто ты смотришь на это и просто поражаешься. Хочется, конечно, хоть чуть-чуть как-то уподобиться, в этот момент, когда ты смотришь этот фильм, ты пропитываешься. Вот как раз и Елена говорила, что...

А. Митрофанова

— Елена Попович, режиссер фильма.

Ю. Цейтлин

— Елена Попович, да, режиссер этого фильма, что хочется хоть чуть-чуть соответствовать. И люди из кинотеатра выходят — у нас много же вот таких суетных каких-то, мелочных проблем там, ну где-то там, понятно, и в семье, и на работе, и что-то. И когда ты смотришь на жизнь этого человека, то тебе просто стыдно после этого...

А. Митрофанова

— Стыдно за себя, имеется в виду, да.

Ю. Цейтлин

— За себя, что мы и грамма не можем от того, что он перенес, потерпеть и хочется, конечно, это в себе развивать. И слава Богу, что есть такие фильмы про таких удивительных людей святых, которые вызывают нас и обращают наше внимание вот к тому, что нужно остановиться и подумать о внутренних своих качествах жизни. Ведь жизнь так коротка, и у нас совсем мало времени, чтобы вот что-то исправить, этот огромный эгоизм, там постоянные какие-то неблагодарность, может быть, даже к жизни. Потому что жизнь — это дар такой удивительный, мы должны, конечно... И, что самое интересное, все инструменты нам даны, вот Господь нам все открыл. И есть эта тысяча святых, которые прожили эту жизнь и своим примером показали, что нужно делать. И, конечно, очень жалко и обидно, что многие люди, они продолжают жить во тьме, то есть они живут в этой матрице, как бы не понимая вот до конца, что вообще, что все это открыто и все это есть, не могут найти этого пути. Вот, слава Богу, что есть такие фильмы, которые заставляют задуматься людей о том, что все вот одновременно все не просто так, и в то же время все просто — что нужно просто немножко быть более человечным, более смиренным, и терпеть какие-то моменты, любить ближнего своего, в конце концов — самая главная заповедь, которую нам дал Господь.

А. Митрофанова

— Отец Артемий, конечно, пример святителя Нектария Эгинского, он какой-то, ну на первый взгляд, совершенно запредельный. Человека гонят вторую половину его жизни, какие-то пишут на него доносы, ужасную клевету возводят и так далее — и с его стороны ни одного слова осуждения в адрес этих людей. Тут, извините, едешь в метро, если тебя толкнули, у тебя в голове уже ничего хорошего в адрес этого человека, посягнувшего на твое личное пространство, не возникает. А здесь все гораздо круче — явная клевета, ужасные обвинения, не основанные ни на чем. И как можно удержаться от того, чтобы не осудить в этот момент? Вот просто как это возможно? Ну это доступно простому смертному или все-таки это особый подвиг именно святителя Нектария?

Протоиерей Артемий

— Наверное, тайна этого человека заключается во всегдашнем союзе с Воскресшим Христом. Ведь каждую литургию священнослужитель, свершая, приобщается вместе с народом к голгофским страданиям, жертве и воскресению Спасителя. Соответственно, святитель Нектарий привык, как человек, предстоящий пред Живым Богом, соотносить все обстоятельства своей земной жизни с Христом Искупителем и образом Его страданий. Спаситель молчал перед лицем заклятых Своих сопротивников, которые клеветали, искали лжесвидетельства, водились завистью, ненавистью, потому что что-либо говорить в их присутствии уже не имело смысла. Они, как Иуда предатель, раскрыли свое сердце, впустив в себя тьму кромешную, энергию диавола. И таких людей, помраченных злобой, гордостью, убийственными намерениями, словом исправить невозможно. Но лишь вверить их, как безнадежно больных, как людей, покрытых проказой с головы до ног, вверить Небесному Отцу, явив пред их лицем образ кротости, посвященной Христу. Здесь, может быть, еще нужно сказать о том, что святые, в отличие от людей, только нащупывающих путь к Богу, смотрят на ближних несколько иначе, чем мы. Они, как апостол Павел, готовы сказать о том, что все люди — ближние, дальние, любящие и ненавидящие, представляют собою единство, единое Тело Христово — я, ты, он она — все мы листики на едином древе, на единой лозе. Ты — рука, я — мизинец на этой руки, вот ухо, вот нос. И вот это ощущение единства природы человеческой, раздробленной грехом, эгоизмом, но природы, восстановленной и собранной во Христе в единое тело — это как раз не отвлеченная теория, а это то, чем святитель Нектарий жил и дышал. И поэтому если член моего тела, правая или левая рука, покрыты коростой или рассечены, и течет кровь, то все тело страждет. Вот очевидно, что он умел отделять грех от грешника. Он умел, как Христос, скорбеть о совершенном помрачении своих бесстыдных и цинично действовавших врагов, которые должны были быть единомышленниками. И это его молчание, это терпение Христово были залогом победы. Вот почему фильм-то этот так нам важен и нужен, потому что мы в нашей земной суете так близки ну не к ожесточению, но какой-то черствости, болезненный индивидуализм, ощущение отделенности от прочих. Образ святителя Нектария, человека, мягкого сердцем, милостивого душой, действительно оправдывает завет Александра Сергеевича Пушкина: быть может, тем любезен буду я народу, что в наш жестокий век восславил я свободу (во Христе) и милость к падшим призывал. И чувства добрые я лирой пробуждал. И мы благодарны, дорогой Юрий, что нелегкое дело этот фильм подготовить к показу в России (думаю, что вы еще нам не рассказали о всех искушениях, всех препятствиях, которые существуют в этих бизнес-проектах), что до нашего массового зрителя будет донесена картина, столь далекая от всем уже опостылевших блокбастеров и всякой мути детективной, картина, которая действительно коснется наших сердец и поможет нам переоценить нашу собственную жизнь под знаком вечности.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Напомню, в нашей студии протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. И Юрий Цейтлин, выпускающей продюсер кинокартины «Человек Божий» на территории России. Фильм, посвященный святителю Нектарию Эгинскому, выходит в прокат на широкие экраны 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы — все это очень символично, конечно. И об этом фильме, и о святителе Нектарии сегодня наш разговор. По правде говоря, когда люди видят афишу этого фильма «Человек Божий» — профиль монаха, очень сдержанные тона, и потом обращают внимание на имена исполнителей ролей в этом фильме, удивляются, встретив там имя Микки Рурка. Как мне муж объяснил, Микки Рурк, он снимался в разных картинах. Я-то его знаю в первую очередь по фильму про святого Франциска Ассизского, католического святого, где он сыграл главную роль, собственно, святого Франциска — этот фильм нам, еще когда в университете учились, показывал Владимир Романович Легойда. И у меня знакомство с этим артистом началось с этой картины, про другие фильмы я узнала значительно позднее. И тут вдруг на афише про совершенно очевидно православного святого, святителя Нектария, появляется имя Микки Рурка. И у людей вопрос: а как же это так? Юрий, у вас есть объяснение, как Микки Рурк попал в эту картину?

Ю. Цейтлин

— Вообще все актеры, которые туда попали, в картину, тоже мистическим образом Господь так управил, что понятно, что для популяризации нужны известные актеры, чтобы люди как-то, невоцерколвенные я имею в виду люди, чтобы они отреагировали как-то на фильм и пошли.

А. Митрофанова

— Да. О, прикольно, Микки Рурк, пойдем, посмотрим. Ну я во всяком случае так бы: конечно, пойдем.

Ю. Цейтлин

— Ну да, а каким образом, молодежь и там, хотя там хотя Микки Рурк — это актер, в общем-то, наверное, не совсем уже про молодежь, по старой памяти.

А. Митрофанова

— Да, уже другой возрастной аудитории.

Ю. Цейтлин

— Да, но он голливудский актер и достаточно дорогостоящий. А фильм греческий и малобюджетный, в общем, относительно, он снимался там частично на пожертвования, частично вот на какие-то сборы. И это тоже меня удивило. Но вот, оказывается, Микки Рурк глубокий человек и верующий. И понятно, что никаких гонораров бы не хватило, если бы он сам не захотел приобщиться, просто вот прикоснуться к этому проекту. Достаточно быстро был получен положительный ответ, через агентов Елена связывалась. И, когда он прочитал сценарий, пускай у него там небольшая роль, но она сыграна очень так душераздирающе, когда это там он сыграл страждущего как раз, который в последние часы жизни святого Нектария Эгинского оказывается рядом с ним в одной больничной палате. И вот там как раз, я не знаю...

А. Митрофанова

— Спойлеры, пожалуй, все-таки не стоит. Хотя об этом эпизоде в жизни святителя Нектария уже упоминали — чудо происходит.

Ю. Цейтлин

— Не стоит рассказывать, да, но происходит чудо. И он так это проникновенно сыграл, ты веришь в это. Вот это очень важно. Конечно, интересное такое преображение, вообще, в принципе, по жизни с Микки Рурком происходило. Мы знаем его там все фильмы из 90-х годов там, и непростая судьба. Понятно, что у человека есть искания, это чувствуется даже просто, не читая, в общем, о его жизнеописания, это видно просто даже из этого фильма, что он человек ищущий как раз. Поэтому это здорово, что он сыграл в этом фильме. Потом Александр Петров — это вчера я как раз смотрел, было интервью там друга Александра Петрова, греческого артиста, через которого, собственно, с ним связались. И как Елена Попович искала, вот она понимала, что она хочет, чтобы был русский актер, чтобы как-то и популяризировать фильм на территории России. И просто в интернете она смотрела, какие есть популярные актеры. И позвонила своему греческому товарищу, актеру, по-моему, боюсь соврать, как его зовут сейчас, но он достаточно известный в Греции. И он учился здесь, в России, как раз во ВГИКе, как ни странно. И она ему задает вопрос: ты знаешь, я тут искала в интернете, и по типажу вот как раз ученик Нектария, помощник Нектария Эгинского, и мы бы хотели снять Александра Петрова. Он вот, мы смотрим, он у вас известный в России. И этот друг, вот этот человек, актер греческий, он говорит: Елена, ты не поверишь, но это вообще мой близкий друг и мы с ним учились во ВГИКе. Ты мне позвонила сейчас, спрашиваешь у меня, знаю ли я Александра Петрова — да, я его знаю, потому что я с ним пять лет учился во ВГИКе, он мой близкий друг. И я прямо сейчас ему позвоню. И он набирает Александра Петрова. И тот, учитывая, он действительно сейчас очень популярный и в больших проектах принимает участие, и он все откладывает и говорит: я с удовольствием снимусь в этом проекте. Насколько вот все уже было все написано, все расписано у Бога, то есть он уже был готов к этому проекту. И для него, конечно, это вот такое, с ним интервью когда берут, у Александра, он говорит, что для него это большая честь и потрясающий опыт быть в фильме, собственно, соприкоснуться и быть постоянно со святым Нектарием Эгинским. Все-таки он все это прожил как бы на площадке. И известный актер греческий, который играет, тоже он вчера как раз вот рассказывал о святом Нектарии Эгинском, тоже потрясающе совершенно сыграл. И он известный очень в Греции — боюсь сейчас опять соврать, ну точно сложное греческое имя и фамилия. Ну зрители смогут это все почитать, посмотреть в интернете. И он очень вжился в образ. И вот в перерывах там между съемками он обратил внимание, что все время что-то кто-то шепчет что-то, все время идет какое-то шептание. И он увидел, что он непрестанно молился все это время, вот чтобы как-то находиться в этом состоянии, вот этот греческий актер, он постоянно находился в Иисусовой молитве, постоянно вот тянул четочку. Вот так, представляете, насколько он сжился, ну пытался и сжился, в общем-то, потому что все сказали, что это точное попадание, как-то вот в этот образ кротости, смирения, молитвенного такого стояния. Там такой есть момент, как он, как-то мне навеяло, что, может быть, так Господь в Гефсиманском саду молился, как он где-то стоит на коленях, в каком-то греческом саду и молится, конечно. До слез, такой момент есть.

А. Митрофанова

— У нас, к сожалению, совсем чуть-чуть остается эфирного времени. Наверное, про святителя Нектария Эгинского говорить можно бесконечно. Люди, которые бывали в основанном им монастыре, где сейчас его мощи находится — Троицкий монастырь как раз на этом острове, в Греции, говорят, что там происходят необъяснимые вещи. Если прикладываться там к мощам святителя Нектария — ну вот я это просто знаю от человека, которого в экзальтированности не заподозришь никак — это очень образованный мужчина, там знающий несколько языков, обладающий трезвомыслием и так далее. Да, он христианин, и он был в паломничестве в этом месте. И когда прикладываются к мощам святителя Нектария, он услышал стук. Ну то есть вот как будто бы стучат какими-то молоточками что ли, причем такой непрекращающийся стук. И потом, отойдя от раки с мощами, он спросил у местных, а что бы это могло значить? Ему сказали, он не единственный, кто это слышит. Причем он об этом не знал, он просто это услышал и спросил, что происходит. Ему сказали, он не единственный, кто это слышит. И есть такое распространенное среди местных людей мнение, что поскольку святитель Нектарий в своей жизни претерпел невероятные гонения и скорби, вот этот стук символизирует стук молотков, которые забивали в распинаемое тело Христа. Вот так какой-то такой знак, как будто бы Господь дает, обозначая особый путь Своего святого. Удивительные вещи. Ну здесь, что называется, это доказать невозможно, можно поехать там как-то, с Божией помощью, если получится.

Протоиерей Артемий

— Вспоминаю, как приехав на остров Эгина единственный раз, был поражен светлостью этого собора — красотой мозаики, орнамент пола — все напоминает какое-то райское место. Роскошный собор, в него как бы вложена всенародная любовь к святителю Нектарию. И вот мы задержались, паломники, а там такси ходит только до определенного времени. И нам сказали, что уже никаких такси здесь больше нет...

А. Митрофанова

— Все очень по-гречески.

Протоиерей Артемий

— И мы поэтому опоздали на ту шхуну, которая нас привезла из Афин, такой кораблик отдыхательный. И уже поэтому, видимо, придется здесь ночевать, и будущность неизвестна. Взмолились святителю Нектарию русские паломники — и, как всегда, обыкновенные чудеса — вдруг появился белый мерседес.

А. Митрофанова

— Ого.

Протоиерей Артемий

— Услужливо остановился, и мы домчались за 25 минут к этому кораблику. Ну было прямое ощущение — стука я не слышал, но счастье я испытывал, что сам святитель Нектарий послал нам эту каравеллу, как бы не от земли, а с неба.

А. Митрофанова

— Спасибо вам огромное за этот разговор. И напомню, что на следующей неделе, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в широкий прокат выходит картина «Человек Божий» режиссера Елены Попович. Этот фильм посвящен святителю Нектарию Эгинскому. Любой из нас, любой желающий может пойти, этот фильм увидеть и поближе познакомиться с судьбой этого удивительного святого. В лике святых святитель Нектарий прославлен уже в 60-е годы, в начале 60-х XX века.

Протоиерей Артемий

— И у нас тоже в российском месяцеслове присутствует день памяти святителя Нектария.

А. Митрофанова

— Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве. Юрий Цейтлин, выпускающий продюсер фильма «Человек Божий» на территории России...

Протоиерей Артемий

— Алла Митрофанова...

Ю. Цейтлин

— Прекрасная...

Протоиерей Артемий

— Благодаря которой мы имели радость здесь сидеть, в присутствии святителя Нектария Эгинского. Незримом, но явственном присутствии этого святого.

А. Митрофанова

— Совершенно точно.

Протоиерей Артемий

— Ждем появления кинокартины.

А. Митрофанова

— Прощаемся с вами, дорогие слушатели. До свидания.

Ю. Цейтлин

— До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Вселенная Православия
Вселенная Православия
Православие – это мировая религия, которая во многих странах мира имеет свою собственную историю и самобытные традиции. Программа открывает для слушателей красоту и разнообразие традиций внутри Православия на примере жизни православных христиан по всему миру.
Мудрость Святой Горы
Мудрость Святой Горы
В программе представлены короткие высказывания монахов-подвижников Святой Горы Афон о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Слова святых
Слова святых
Программа поднимает актуальные вопросы духовной жизни современного человека через высказывания людей, прославленных Церковью в лике святых, через контекст, в котором появились и прозвучали эти высказывания.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Также рекомендуем