
Всенародное почитание русского святого 18 века — святителя Иоасафа Белгородского — выразилась и в поэтических строках.
Сегодня мы говорим о святителе Иоасафе Белгородском и стихотворении Семёна Надсона «Святитель».
Место действия — Мгарский Спасо-Преображенский монастырь в Полтавской епархии. Время действия — 18 век.
Поэзия Семёна Надсона пользовалась необычайной популярностью у молодёжи конца 19 века. Многие задавались вопросом: что даёт поэту, больному неизлечимой чахоткой, силу жить и творить? И находили ответ в его творчестве.
Одно из известных стихотворений Надсона — «Святитель» — написано от лица крестьянина, который спокойно и обстоятельно рассказывает о своей жизни в глухой белгородской деревне.
Словом, — точно мы Богом забыты... Порой
Жутко станет, как вьюга ночная
Запоёт, заметёт, зашатает избой,
Да завоет в трубе, как шальная...
Там, за этим леском, что видать из окна,
Есть обитель; давно над рекою
Золотыми крестами сияет она
И белеет зубчатой стеною.
В стихотворении Надсона «Святитель» речь идет о Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, что находится в 150-ти километрах от Полтавы.
Семён Надсон детские годы провёл в Киеве, он хорошо знал Малороссию и чтимых в здешних краях святых. В первой половине 18 века настоятелем Мгарского монастыря был Иоасаф, впоследствии ставший епископом Белгородским. Его в народе с любовью называли «наш угодник» или «наш заступник».
Крестьянин из надсоновского стихотворения с большой теплотой говорит о Мгарской обители, как островке благодати среди дремучих лесов.
Сотни лет её колокол мерно гудит,
По заре на молитву сзывая,
И далёко удар за ударом летит
Над лесными вершинами края...
Много ходит в народе сказаний о ней,
В старину — говорят те сказанья, —
Сам угодник нашёл в ней приют от скорбей
И покой от мирского скитанья;
Сам, своими руками, на церковь принёс
Первый камень блаженный Святитель,
И сподобил его за смиренье Христос
Чудесами прославить обитель.
Святитель Иоасаф Белгородский скончался в 1754 году, а через два года, при открытии его мощей, случилось великое чудо.
Тело святителя Иосафа, его одежды и гроб в сырой гробнице были найдены нетленными, и многие верующие получили от его мощей исцеление.
Вот и крестьянин в надсоновском стихотворении «Святитель» говорит о том, что вера в святых — угодников Божиих — даёт человеку силу и надежду. Надежду на то, что тебя услышат и помогут, и ты не одинок, даже если живёшь в деревенской глуши.
Любит Божий угодник рабочий народ,
И видна наша немочь святому:
Как рукой с тебя снимет он бремя забот,
Как туман с тебя свеет истому.
Словно камень свалил облегчённо с груди,
И следа нет кручины постылой...
И уж где ж ты, кручина, девалась!..
Приди — я с тобою померяюсь силой!
Семён Надсон пережил много несчастий: раннее сиротство, смерть любимой девушки. Поэт был болен неизлечимой чахоткой, которая в двадцать четыре года свела его в могилу. Но при этом в его стихах нет отчаяния и страха смерти.
Вера — вот что давало Надсону силу стойко переносить все жизненные невзгоды.
Стихотворение «Святитель» Семён Надсон написал в 1882 году — за тридцать лет до канонизации Иоасафа Белгородского. Поэт выразил народную веру в святость Иоасафа Белгородского и его небесную помощь.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.