
Святитель Игнатий Брянчанинов
В доме господ Брянчаниновых — дворян, помещиков села Покровское Вологодской губернии — царил радостный переполох. Глава семьи, Александр Семёнович Брянчанинов, человек обыкновенно сдержанный, не скрывал своего счастья. Его жена, Софья Афанасьевна, родила сына! Супруги долгое время оставались бездетными и горячо молились Богу, чтобы он послал им детей. В надежде на помощь Господа Брянчаниновы щедро раздавали милостыню, совершали паломничества по святым местам. Их молитвы были услышаны. Долгожданный первенец появился на свет 17 февраля 1807 года. На 9-й день мальчика окрестили и нарекли Дмитрием — в честь вологодского святого чудотворца — преподобного Димитрия Прилуцкого.
С детства Митя любил уединение. Не раз отец и мать обнаруживали его одного, стоящего на коленях в пустой церкви Покрова Божьей Матери, которая располагалась в имении Брянчаниновых. Другим любимым местом Дмитрия был старый парк. Часто, хватившись сына, родители повсюду его искали и находили сидящим под вековыми деревьями и погружённым в размышления. Александра Семёновича настораживала столь ранняя склонность мальчика к созерцанию и молитве. «Чего доброго, подрастет и в монахи захочет», — говорил он жене. Старший Брянчанинов не забывал, что Митя — вымоленный ребёнок. Но надеялся, что Дмитрий пойдёт по его стопам и сделает блестящую светскую карьеру. Софья Александровна поддерживала мужа. Сам Александр Семёнович когда-то окончил Императорский пажеский корпус, несколько лет служил при дворе Павла I и принадлежал к кругу самых образованных людей своего времени.
Подобного будущего Брянчаниновы желали для всех своих детей. После рождения Мити Бог подарил супругам, одного за другим, ещё восьмерых. И всё же на Дмитрия, как на самого старшего, были прежде всего обращены взоры родителей. Он и сам прекрасно это понимал. Митя боялся огорчить отца и мать, которых очень любил. И хотя уже давно решил, что хочет стать монахом, не стал открывать родителям своих намерений. Он старался быть хорошим сыном, заботился о братьях и сёстрах. Родной брат Дмитрия, Пётр Брянчанинов, рассказывал, что в детстве они любили бегать наперегонки. «В игре Дмитрий никогда не выказывал своего превосходства старшего надо мной, младшим и более слабым», — вспоминал он. И, тем не менее, все дети в семействе Брянчаниновых сами принимали главенство Димитрия, и не только из-за старшинства, а вследствие особенного склада его ума и характера. По словам одной из сестёр, Дмитрий был скромен, благоразумен, внимателен и вежлив.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, Александр Семёнович повёз его в Петербург, чтобы определить в Императорское военное инженерное училище. По дороге отец внезапно обратился к сыну с вопросом о том, на какую службу он в будущем желал бы поступить. Дмитрий понял, что момент истины настал. Попросив у отца обещания не сердиться, если ответ не понравится, он с твёрдостью сказал, что желает «идти в монахи».
Желание его исполнилось спустя 9 лет. Окончив училище, в 1831 году Дмитрий принял монашеский постриг с именем Игнатий. Отец и мать долго сердились на сына, но в итоге приняли его выбор. Родители и сын переписывались, часто навещали друг друга. Когда Игнатий получил известие о том, что мать его находится при смерти, он примчался домой. За несколько минут до кончины, глядя на него, Софья Александровна произнесла: «Теперь, в этот час, у меня одно утешение: мой старший сын — в монастыре».
С отцом Игнатий продолжал поддерживать постоянную связь. Став епископом Кавказским и Черноморским, одним из самых известных и авторитетных духовных писателей 19 века, свои письма к нему он по-прежнему подписывал просто: «с искренним почтением, ваш любящий и преданный сын».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер