
Святитель Игнатий Брянчанинов
В доме господ Брянчаниновых — дворян, помещиков села Покровское Вологодской губернии — царил радостный переполох. Глава семьи, Александр Семёнович Брянчанинов, человек обыкновенно сдержанный, не скрывал своего счастья. Его жена, Софья Афанасьевна, родила сына! Супруги долгое время оставались бездетными и горячо молились Богу, чтобы он послал им детей. В надежде на помощь Господа Брянчаниновы щедро раздавали милостыню, совершали паломничества по святым местам. Их молитвы были услышаны. Долгожданный первенец появился на свет 17 февраля 1807 года. На 9-й день мальчика окрестили и нарекли Дмитрием — в честь вологодского святого чудотворца — преподобного Димитрия Прилуцкого.
С детства Митя любил уединение. Не раз отец и мать обнаруживали его одного, стоящего на коленях в пустой церкви Покрова Божьей Матери, которая располагалась в имении Брянчаниновых. Другим любимым местом Дмитрия был старый парк. Часто, хватившись сына, родители повсюду его искали и находили сидящим под вековыми деревьями и погружённым в размышления. Александра Семёновича настораживала столь ранняя склонность мальчика к созерцанию и молитве. «Чего доброго, подрастет и в монахи захочет», — говорил он жене. Старший Брянчанинов не забывал, что Митя — вымоленный ребёнок. Но надеялся, что Дмитрий пойдёт по его стопам и сделает блестящую светскую карьеру. Софья Александровна поддерживала мужа. Сам Александр Семёнович когда-то окончил Императорский пажеский корпус, несколько лет служил при дворе Павла I и принадлежал к кругу самых образованных людей своего времени.
Подобного будущего Брянчаниновы желали для всех своих детей. После рождения Мити Бог подарил супругам, одного за другим, ещё восьмерых. И всё же на Дмитрия, как на самого старшего, были прежде всего обращены взоры родителей. Он и сам прекрасно это понимал. Митя боялся огорчить отца и мать, которых очень любил. И хотя уже давно решил, что хочет стать монахом, не стал открывать родителям своих намерений. Он старался быть хорошим сыном, заботился о братьях и сёстрах. Родной брат Дмитрия, Пётр Брянчанинов, рассказывал, что в детстве они любили бегать наперегонки. «В игре Дмитрий никогда не выказывал своего превосходства старшего надо мной, младшим и более слабым», — вспоминал он. И, тем не менее, все дети в семействе Брянчаниновых сами принимали главенство Димитрия, и не только из-за старшинства, а вследствие особенного склада его ума и характера. По словам одной из сестёр, Дмитрий был скромен, благоразумен, внимателен и вежлив.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, Александр Семёнович повёз его в Петербург, чтобы определить в Императорское военное инженерное училище. По дороге отец внезапно обратился к сыну с вопросом о том, на какую службу он в будущем желал бы поступить. Дмитрий понял, что момент истины настал. Попросив у отца обещания не сердиться, если ответ не понравится, он с твёрдостью сказал, что желает «идти в монахи».
Желание его исполнилось спустя 9 лет. Окончив училище, в 1831 году Дмитрий принял монашеский постриг с именем Игнатий. Отец и мать долго сердились на сына, но в итоге приняли его выбор. Родители и сын переписывались, часто навещали друг друга. Когда Игнатий получил известие о том, что мать его находится при смерти, он примчался домой. За несколько минут до кончины, глядя на него, Софья Александровна произнесла: «Теперь, в этот час, у меня одно утешение: мой старший сын — в монастыре».
С отцом Игнатий продолжал поддерживать постоянную связь. Став епископом Кавказским и Черноморским, одним из самых известных и авторитетных духовных писателей 19 века, свои письма к нему он по-прежнему подписывал просто: «с искренним почтением, ваш любящий и преданный сын».
29 марта. О Суде Божьем

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
О Суде Божьем — священник Родион Петриков.
Эти слова из Евангелия от Иоанна словно светильник, освещающий путь к пониманию Божьего суда. Христос говорит: «Я ничего не могу творить сам от себя. Как слышу, так и сужу, и суд мой праведен». Здесь ключ к пониманию природы того, как судит Бог. Это не суд человеческий, где часто царят предубеждения, борьба и личные интересы. Это суд, основанный на совершенной воле Отца, на абсолютной истине. А истина заключается в том, что Бог и есть любовь. И таким образом, суд Божий — это место, где исполняются слова из Псалма 84-го. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются». То есть мы будем судиться по воле Отца, который есть совершенная истина и в то же время совершенная любовь. И в этом наша великая надежда и утешение.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 марта. О подвиге мученика Папы Ларандского

Сегодня 29 марта. День памяти мученика Папы Ларандского, жившего в начале четвёртого века.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Само имя «Папа» означает «отец, священник или епископ». Скорее всего, настоящее имя святого до нас не дошло. Мы знаем, что многие древние мученики не только не говорили язычникам своих имен, но предпочитали называть себя просто христианин. Папа Лоранский, то есть дословно священник из Лоранды. Город Лоранда в наши дни носит турецкое название Караман и находится в центральной части Южной Анатолии. Святой Папа проповедовал христианство в окрестностях города. Арестованный местным правителем, он был подвергнут пыткам. Святого принудили идти в сапогах, наполненных гвоздями, на суд. Образованные язычники читали христианские писания и в злобе, отчаянии пытались их пародировать. Порой они как бы тестировали их осуществимость. По подобию сказанного в книге Деяний «О злобном замысле иудеи против апостола Павла», правитель, скорее всего, надеялся, что языческая толпа отобьет святого по пути и совершит над ним расправу. Очевидно, правитель знал, что святой невиновен. Бог не дал планам злых людей прийти в исполнение. Изможденный от невероятной боли, святой остановился под высохшей смоковницей. Так он отошел ко Господу. Стражники похоронили его под деревом. «Ибо знаем, что все творение совокупно стенает и мучится доныне» — пишет апостол Павел в послании к римлянам. Исход мученика Папы из этого мира стал пророческим олицетворением этих мессианских слов об искуплении всего творения. После смерти мученика дерево вновь сделалось живым и стало плодоносить. Житие Святого Папы напоминает нам и о библейском православном понимании экологии. Благодать есть коммуникация. Причастие святости благотворно не только для людей, но и оживотворяет весь Божий мир».
Все выпуски программы Актуальная тема
Помогать тем, кому порой не хватает даже на пачку гречки

Каждый день в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве обращаются те, кто попал в беду. Чаще всего это бабушки и дедушки. Их истории в чём-то похожи: небольшая пенсия, хронические болезни и отсутствие поддержки со стороны близких. Кому-то из них обитель милосердия передаёт продукты, кому-то помогает оформить нужные документы, а кому-то — получить лечение в больнице или должный уход.
Среди тех, о ком заботится обитель, — одинокая пенсионерка Ирина Борисовна. Больше 15 лет своей жизни она посвятила работе в организации «Красный Крест», где помогала нуждающимся. А сегодня ей самой необходима поддержка. У Ирины Борисовны — инвалидность, она переживает онкологическое заболевание и испытывает материальные трудности. Но эти испытания не лишают её оптимизма. Сотрудники Марфо-Мариинской обители отзываются о бабушке Ире с большим теплом. Для них она — пример особой силы духа! Ведь не так-то просто находить радость в каждом прожитом дне, когда порой не хватает денег даже на пачку гречки.
Сегодня Ирина Борисовна ни в чём не нуждается. А всё потому, что обитель милосердия взяла её под свою постоянную опеку.
Вы тоже можете помогать одиноким бабушкам и дедушкам, которые обращаются сюда за поддержкой. Для этого переходите на сайт Марфо-Мариинской обители и сделайте любой благотворительный взнос. Собранные средства пойдут на покупку продуктов для подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов